Новые публикации

Новые публикации

месяца

 

АРХИМАНДРИТ АМВРОСИЙ (ЮРАСОВ) О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Христос  Воскресе!
7 мая 2020 года на 82-м году жизни упокоился настоятель Ивановского Свято-Введенского девичьего монастыря.

Вашему вниманию предлагается услышать его последнее слово о молитве Иисусовой. Он был знаком с руководством в этом делании Святителя Антония Михайловского.
Прилагаем и его проповедь на Пасху Христову – фильм посвященный его памяти.

 

 

ПРАВОСЛАВИЕ ИЗ РОССИИ ВОЗСИЯЕТ НА ВЕСЬ МИР!

В 2001 году в нашей Русской Зарубежной Церкви к 50-летию Архипастырства Первоиерарха Митрополита Виталия (Устинова) был издан Юбилейный сборник «Православная жизнь».
В этом сборнике есть рассказ епископа Виталия «Малое откровение», опубликованный в сентябре 1959 года в «Православном обозрении». Владыка Виталий рассказывает о замечательной встрече в Канаде с церковным сторожем одного из приходов его епархии. Он написал о ней потому, что, по его глубокому убеждению, совершенно неожиданно Господь устами простого некнижного человека благоволил ответить ему на вопрос, который всех их так сильно волновал.
Всякий благочестивый читатель нашей статьи может полностью прочитать этот рассказ в интернете, а мы излагаем его сокращенно, положив в основу нашего повествования.
Этот дивный старец более пятнадцати лет жил подвижнической жизнью в подвальном помещении храма, не принимая ни от кого ни одной копейки денег, не истратив ни одного гроша на себя, питаясь и одеваясь исключительно тем, что приносят ему прихожане этого храма.
После революции 1917 года он уехал из России в Канаду. Изумленный богатством страны и возможностью обогащения, он неудержимо отдался этому стремлению и стал уклоняться от путей Божиих.
Трудясь на рубке леса даже в воскресные и праздничные дни, он узнал, что православная Пасха прошла уже две недели тому назад. Эта весть страшно поразила его и он в простоте своего сердца, стал думать: «Если Бог меня не наказал за то, что я работал в такой великий день, то значит — Бога нет». Эта мысль не отступала от него, она поглотила всего его.
Однажды он почувствовал, что он не один, что кто-то мрачный и гнетущий нераздельно находится с ним и обнимает его как бы всем своим существом. С того дня он потерял сон, потерял аппетит, а в душе своей ощущал истинный ад. Он стал одержимым, бесноватым – падший злой бес — демон овладел им и жил в нем.
Он не мог разумно говорить, не мог молиться, не мог себя осенить крестным знамением. Все это он прекрасно понимал, видел и безконечно страдал. Он даже умолял врачей лишить его жизни. Иногда он выходил на работу, но чаще все время лежал.
Однажды, когда он лежал на постели, то вдруг он услышал голос:
— Твой Врач там, на небе. Ты должен сказать, с кем ты хочешь быть: с Богом или с этим, который сейчас с тобой?
В ответ на эти слова он как бы весь превратился в крик и жалобно возопил:
— С Богом. Хочу быть с Богом.
И тот же голос снова зазвучал:
— Чтобы быть с Богом, надо исполнять Его заповеди и каяться в своих грехах, а грехов у тебя очень много.
Он ответил:
— Господи. Я исповедывался не раз в своих грехах.
— Нет. Ты не каялся в своих грехах. Ты просто говорил священнику свои грехи без покаяния. Священник только Мой свидетель, и нужно говорить ему свои грехи и Богу открывать свое сердце и каяться в своих грехах перед Богом, перед Матерью Божией и перед святыми. У тебя же много грехов. Вспомни их. Подумай.
Он не мог ничего припомнить. Три раза голос понуждал его, а затем стал перечислять его грехи. Для него исчезло время, и он переносился в то место, где как бы сейчас совершал грех снова. Он стал подниматься со своего ложа и в трепете пал ниц на землю, заливаясь слезами. И единственно, что он мог произнести, было: «Господи, помилуй!»
Голос снова как бы пробудил его:
— Теперь иди и кайся. Но сначала запрись в своей комнате, три дня ничего не ешь и громко говори Богу все указанные тебе грехи свои. В конце же третьего дня пойди к священнику, исповедуйся ему и Богу и причастись Святых Таин. После этого ты еще три года будешь страдать, но не так сильно, а после семи лет Я сам буду направлять тебя.
Все это он со тщанием исполнил. Тяжело было ему приступить к святой исповеди, но милосердный Господь помог ему и он изблевал все свои грехи из души. И священник, и он плакали вместе. Наконец он причастился, и неизреченная радость стала входить в него, постепенно очищая его от головы до ног. Он весь быль охвачен таким счастьем, таким блаженством, что, не выдержав, он тут же при всех в церкви пал ниц и стал рыдать.
Затем встав, он устремил свой взор на икону Спасителя, и тот же голос снова прозвучал:
— Вспомни, что Я тебе сказал — тебе три года еще нужно каяться и немного страдать, ибо у тебя есть еще грехи, от которых ты должен отступиться. Помни, что теперь ты больше не самостийник, а русский человек. Вот Я возвеличу Православие в земле Русской и оттуда оно возсияет на весь свет.
— Господи, — дерзнул он возразить говорившему ему, — как же это будет, когда там коммуна?
— Коммуна исчезнет и развеется, как прах от ветра.
— Но зачем же она существует сейчас, если она должна исчезнуть? — вопросил он.
— Для того, чтобы сделать в России один народ, с одним сердцем и одной душой, и, очистив его огнем, Я сделаю его Моим народом, вторым Израилем.
Но тут он посмел возразить:
— Господи, но как же это может быть, когда столько лет там люди не слышат слова Божия, у них нет даже книг и они ничего не знают о Боге?
— Вот и хорошо, что они ничего не знают, потому что, когда они услышат слово Божие, тогда всем сердцем своим, всею душой своей примут его. А здесь многие из вас ходят в церковь, но каждый верит по своему и в гордости своей не принимает чистой православной веры. Горе им, ибо они готовят себя на сожжение. Вот я простру десницу Свою и Православие из России возсияет на весь свет, и настанет такое время, когда дети там будут носить на плечах своих камни для постройки храмов. Рука Моя крепка и нет такой силы ни на земле, ни на небе, которая бы противостала ей.
— Вот смотри, — прозвучал голос, и он вдруг увидел как бы всю Россию, все ее границы, осененные и огражденные большими дубовыми светящимися крестами.
— А с тобой Я сделаю так, что ты будешь каждый день в церкви, и ты ни в чем не будешь иметь нужды, пока не выйдешь из тела своего и не придешь ко Мне. Не бойся, тебя никто не тронет. Подними руку твою и тронь Меня. И как ты не можешь тронуть Меня, так и к тебе никто не прикоснется.
В городе было много разных церквей: униатская, украинская и прочие, и он спросил Господа, в какую церковь ему идти. Голос ему сказал:
— Я этих церквей не знаю, ибо в них не живет Дух Мой.
И голос указал ему на этот храм, в котором он и живет.
— Мне люди часто говорят, — продолжал старец, — что я святой. Но какой я святой? Я, Владыко, самый мерзкий человек и непрестанно прошу Господа, чтобы Он дозволил мне лечь у ног Его, как пес ложится у ног своего хозяина. Я говорю Господу: «Господи, как человек, который бросается в воду, чтобы утонуть, так дай мне утонуть в любви Твоей. И если когда-нибудь грех станет предо мною и я захочу протянуть к нему руку свою, то, молю Тебя, убей меня, но не дай мне согрешить». Когда я молился так, то услышал голос:
— Твоя молитва угодна Богу, потому что ты предпочитаешь смерть греху.
Прошло уже более полвека после этой чудесной встречи Владыки Виталия со святым старцем. И Владыка и старец вышли из тел своих и пришли к Богу. На наших глазах коммуна исчезла и развеялась, как прах от ветра. Богом в России созидается один народ, с одним сердцем и одной душой, и , очистив его огнем, Он сделает его Своим народом, вторым Израилем.
Русский Святитель Антоний Михайловский (1889-1976) в своем Богомудром писании «Забытый путь опытного Богопознания или Тайна спасения» пишет: «По неисповедимым судьбам Божьим монашество в христианском человечестве было тем сосудом святости Божьей, ковчегом Нового Завета, в коем хранилась действенная благодать освящающего совершенства, по выражению святого Макария Великого, — благодать, освящающая и весь внешний мир. Господь Бог имел действенное соприкосновение с внешним миром через монашество. В этом ковчеге, — как некогда в Израиле, — хранилась Тайна Нового Завета Бога с человеками. Чем был Израиль для древнего человечества, тем и монашество для христианского человечества.
Древний Израиль, как в ковчеге, хранил в себе тайну: обетование грядущего Бога Спасителя. Монашество хранило в себе эту же тайну, но не в обетовании, а в совершении. Обетование в монашестве оплодотворилось. Бог обетованный, грядущий — уже во плоти пребывал в монашестве, как Спаситель человека. Тайна, сокрытая от веков и родов, открылась святым Его, пребывавшим на пути монашества, и сия тайна — Христос в нас, по Апостольскому слову (Колос. 1, 26-27). Эту тайну монашество опытно познало и хранило ее в светлых Христовых ликах своих святых.
В монашестве, и только в восточном православном монашестве, сокрыты последние судьбы мира, в нем сокрыта тайна конца. Западное монашество имеет иное делание, иной опыт, иное призвание. Западное монашество имеет опыт начала христианства, опыт Галилейских полей и цветущих лилий (Франциск Ассизский и др.). В своей юности, со своей влюбленностью, оно в историческом процессе остановилось во внешнем, на поверхности; здесь оно и застыло. В западном монашестве потому и много действия на плоскости внешней, много энергии, что оно пребывает в возрасте молодости, в свежести юных сил. Дальше своего юношеского возраста не развилось, да и не могло. Ибо западные народы по своей внутренней одаренности и развитию, по своему возрасту — народы юношеские, духовно незрелые. Отсюда и вытекает, как логическая необходимость, обоснованная внутренним содержанием народов, — разделение христианского человечества на западное и восточное, и разделение религиозного опыта восприятия христианства на опыт западный и опыт восточный.
Западные народы, по своему незрелому возрасту, восприняли тайну христианства хотя и сильно и красиво, вплоть до святой влюбленности, но восприняли внешне, извне. Внутренняя сущность для них была недоступна. А красота дщери Царя была вся внутри (Пс. 44, 14), — говорит пророк.
Отсюда потом и родилась тоска по внутреннему, по горнему, выразившаяся в готике католических храмов. Искусство зодчества храмов не случайно: оно выражает соборно внутреннюю тайну строящегося народа, — религиозную тайну восприятия душой Бога.
Готика — это искание Бога. Готика — это устремленная ввысь тоска, это крик души, взыскующей внутреннего. Готика — это духовные руки мольбы, простертые ввысь, к небесам, ищущие там, чего нет здесь, на земле. В этих существенных чертах и отразилась особенность религиозного опыта западных народов.
И совсем иной опыт восточного христианства. Здесь нет устремления ввысь. Восточные храмы готики не знают; они крепко стоят на земле. Восточные храмы имеют внутри себя небо, простершееся по земле. Здесь небо от земли не отделимо. Здесь нет тоски по небу. Здесь земля находится в объятиях неба. И эти черты полностью выражает опыт Восточной Церкви.
Здесь – обладание, там — искание. Здесь — внутрь — пребывание в тайне с Богом, там — устремление ввысь к небесам. Здесь — Богоносная умная молитва и тихая радость обретения, там — экзальтированная влюбленность, переходящая в тоску искания устремленных.
Потому восточное монашество все внутри, во внутреннем созерцании. И его возраст — возраст седых веков: оно детище древних народов. Его возраст — возраст созерцания конца.
Опыт святых отцов Церкви Православной есть божественный опыт конца тленного, грешного мира; конца смертного образа человеческого, и светлый, величественный, потрясающий опыт начала иного бытия Богоносного; опыт выявления Бога во плоти пришедшего, выявление безсмертного Божественного Образа неизреченныя Славы — лика Христова в образе человеческом».
Этот опыт святых отцов Церкви Православной – Богоносная умная молитва Иисусова, по руководству русского святителя Антония Михайловского, и дана России как безценное сокровище, приняв которое с благоговейным трепетом, она обретет Богом данное Православие во всей его чистоте, и из России оно возсияет на весь свет.
Святитель Антоний в ответе на письмо своих духовных чад пишет: «Святой Серафим Саровский получил откровение Божие, что все «западники» — епископы православной Церкви Христовой, унижающие имя Иисуса Христа, погибнут. Смотри православный журнал «Душеполезное чтение» 1912 г.
В семинариях и академиях, начитавшись еретической западной богословской литературы, многие епископы и священники стали унижать имя Божие Иисус, сравнивать с простыми именами человеческими, и утвержденную Церковью Христовою молитву Иисусову отрицали и считали ее суеверием и т.п.»
Святой Серафим Саровский пророчествовал: «Настанет время, когда архиереи земли Русской и прочие духовные лица отступят от Православия во всей его чистоте и Господь поразит их. Три дня я, убогий Серафим, упрашивал Господа, чтобы Он лучше б меня, убогого Серафима, направил в преисподнюю, а тех – будущих архиереев помиловал бы, но Господь не склонился на просьбу убогого Серафима и ответил: «Не помилую».
На наших глазах совершается это пророчество – отступление архиереев и прочих духовных лиц от Православия во всей его чистоте; происходит это отступление потому, что они – западники, унижающие имя Иисуса Христа и отрицающие делание непрестанной молитвы Иисусовой – единственный путь спасения нашего времени. Этот забытый путь опытного Богопознания или Тайну спасения открыл для всех нас Святитель Антоний Михайловский. Но архиереи и прочие духовные лица земли Русской и Зарубежья не говорят о Святителе Антонии и скрывают его Богомудрые писания, чем и вызвали настоящее страшное бедствие во всем мире, в человеческом обществе. А этим воспользуется сатана с падшими злыми бесами – демонами, и возведут самого лукавого человека и выдвинут в антихриста.
Все это подтверждает святой Патриарх Иерусалимский Софроний, который в житии Марии Египетской пишет: «Нельзя не говорить о преславных делах Божиих. Тот, кто умалчивает о них, кто скрывает чудные дела, совершающиеся со святыми людьми, тот приносит великий вред делу духовного спасения своих ближних».
Когда Господь этих западников поразит, то призовет к священнослужению истинных делателей молитвы Иисусовой и возвеличит Православие в земле Русской. Тогда весь народ русский – народ Божий, держа в своих устах непрестанную молитву Иисусову, одним сердцем и одной душой прославит Бога. Православие во всей его чистоте из России возсияет на весь свет, Святителя Антония Михайловского и его Богомудрые писания узнает весь мир.
Святитель Антоний пишет: «Ум Богу исповедуется словами, а сердце — слезами и многоболезненным сокрушением, — так учат Отцы. В сем делании болезнующего сердца сокрыто потрясающее величие неисповедимого и неизъяснимого Таинства. Оно же есть Таинство Покаяния, приличное всякой грешной душе, жаждущей спасения Божия. Здесь Бог явственно, ощутимо для души, проявляет Свое действо благодатное, спасающее и душу и тело от страстей, и очищает ум от кружения в помыслах. Здесь молитва становится более внимательной и душа молится со многим страхом и благоговением».
Всем спасающимся в последних временах Святитель Антоний своими Богомудрыми писаниями дан в наставники Самим Духом Божиим. Его писаниями, как писаниями Духоносными, можно руководствоваться, без всякого сомнения, всякому идущему путем внимания, и они управят на истинный путь Царствия Божия.
Первоиерарх Митрополит Виталий был ревностным делателем молитвы Иисусовой и в своем послании к русским православным людям завещал: «Не теряйте попусту драгоценного времени, но творите Иисусову молитву: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

19 марта/ 1 апреля 2020 года
Великий пост, четверток Великого канона, «Стояние Марии Египетской»

 

 

31/03/2020

ПРАВОСЛАВИЯ ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ

И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 27-28).
Русский Святитель Антоний Михайловский (1889-1976) в своем Богомудром писании «Забытый путь опытного Богопознания или Тайна спасения» пишет: «На наших глазах совершается это великое таинство конца или таинство жатвы, предуказанной Спасителем. Господь сказал: Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь (Мф. 13, 30). Ныне совершается эта таинственная жатва конца; происходит выразительное реальное собирание плевел, их всемирное объединение. Подобного явления в истории человечества не было. Это и есть таинственная жатва конца.
Увидев это пророчественное таинство, остаток христиан должен восклонить свои головы, т.е. поднять вверх, устремить ум к горнему, усилить умное делание, ухватиться за внутреннее, за внимание к помыслам, за невещественное делание святых отцов. Только одно и может спасти от окончательной и неминуемой гибели умной личности человека. Ухватиться за это, как за спасительный обломок от апостольского корабля. Путь нам указан — от внешнего к внутреннему. Кто внутри — тот на правильном пути. Ибо только внутренняя жизнь и есть истинно христианская жизнь, как свидетельствуют о сем святые отцы.
О внутренней жизни или об опытном Богопознании святые отцы создали опытную науку, стройную и совершенную, которая хранится в их Богомудрых писаниях. Эти писания отцами созданы по внушению Духа Божия для последних времен, для нас.
Святые отцы, Духом Божьим провидя, что мы, живущие в последних временах, осиротели: останемся без наставников, без руководителей этому спасительному деланию, оставили нам в руководство несколько опытных, существенно-важных советов в деле усвоения спасения, в деле усовершения себя в молитвенном подвиге.
По святоотеческому разуму в основе опытного Богопознания, в основе опытного усвоения спасения, лежит умное делание, или непрестанная покаянная молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
…Это делание и есть тот спасительный обломок от апостольского корабля, который нам предложен святыми отцами для нашего спасения.
Ревнующий о спасении своей души от неминуемого потопления, да ухватится за него крепким своим усердием и будет спасен. А доброму усердию всегда Бог помощник, имеющий уши слышать, да слышит! Ибо это голос святых отцов, голос Святого Духа.
…Для жизни вещественно-тленной, животно-растительной рождает человек; для жизни нетленной, божественной, умно-духовной рождает Бог Своей всемощной благодатью Духа. Невозможное человекам возможно Богу.
…Сия новая духовная жизнь рождается в купели покаяния и слез для всех, потерявших благодать крещения. Другого пути в Царствие Божие нет. Так говорят все отцы. Вводит в сие таинство покаяния сия маленькая сокровенная молитовка. И человек чудным, непостижимым действием благодати Божией превращается из камня — безчувственного ко всему духовному — в благоухающий небесный цветок духовной ангельской жизни.
…Как тайну Божества Дух Святой благоволил прикрыть видимой телесностью: тайну Слова — одеждой дебелой плоти, чтобы это было доступно не для праздного любопытного разума, а для подвига веры, — так и писания богомудрых отцов об умном делании прикрыты таинственными изречениями и намеками. И только вступившим на путь веры и опытного делания постепенно раскрывается их сокровенный духовный смысл в таинстве покаяния.
И все святые только на сем пути и обретали сие умное житие, обретали сие потрясающее благоговение перед Богом, по выражению святого Каллиста, обретали сокровенное бытие во Христе и ангельскую жизнь на земле.
…Это и есть спасительная тайна всех святых, которой они спаслись. Это и есть сокровенный путь Богопознания или Богоношения, путь святых отцов, ныне совершенно забытый и христианством, и монашеством.
…Для всех желающих спасения остался один путь: внутренний. Нам можно спасаться среди мира умным житием — беречь свой ум, т.е. занимать его непрестанной молитвой. Вот это единственный путь для нас, доступный и открытый, да и по времени. Все другие пути для нас закрыты.
…Опытных старцев давно нет, и духоносных наставников сокровенному житию во Христе не стало. А святые отцы говорят, что без опытного наставника этим деланием спасаться нельзя».
Духом Святым Святитель Антоний Михайловский, Богомудрый, написал руководство в делании молитвы Иисусовой – руководство в спасении.
Его Богомудрые писания в немногих словах преподают душеспасительное наставление ученолюбивому христианину о молитве, правой вере и терпении встречающихся скорбей – трех видах добра, которыми приобретается все прочее добро, — по слову преподобного Марка Подвижника.
Нам всем необходимо взять в руководство Богомудрые писания Святителя Антония Михайловского. Спасающимся лучшего наставника умному деланию не отыскать во всей святоотеческой литературе.
Святитель Антоний Богомудрый в проповеди на Пасху 1970 года пророчески сказал: «Царство Божие приближается, но пока мир воюет против Бога, не веруя в Него, может вызвать страшное бедствие во всем мире, в человеческом обществе. Этим воспользуется сатана с падшими злыми бесами – демонами, и возведут самого величайшего, хитрого, и способного, и лукавого человека, из евреев, и выдвинут в антихриста.
…А дьявол, антихрист, орудие дьявола – антихрист, изображается Писанием как кровожадным, как тираном великим, только прикроется личиной как бы человеколюбия – «милосердным человеком», чтобы овладеть людьми и ввергнуть их в погибель.
Но это торжество, можно сказать, безбожного атеизма будет временное.
Правильно апостол Павел так говорит: Не для того Бог попустит дьяволу забраться на такую высоту, чтобы там остаться, на этой высоте, а для того попустит, чтобы там, с этой высоты, в виду всей вселенной, низвергнуть его окончательно, навсегда, в геенну огненную, в бездну, где, — Господь говорит, — тьма кромешная внешняя, где плач, скрежет зубов, где червь никогда не умирает и огнь никогда не угасает».
Просим Ваших святых молитв.
Спасайтесь!

17/30 марта 2020 года

Прп. Алексия, человека Божия