НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Новые публикации месяца

В БОГОМУДРЫХ ПИСАНИЯХ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ МИХАЙЛОВСКОГО ВСЯ ПРЕМУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Антониевые аскетические чтения. 23 августа/5 сентября 2021 года. Доклад

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

По всеблагой воле Божией наш современник, русский Святитель Антоний Михайловский, архиепископ Брянский (1889-1976), вошел в собор вселенских учителей и святителей. И в акафист, посвященный им и написанный по их просьбе в Хl веке, внесено его святое имя – Антоний Богомудрый и достойно стоит с именами вселенских учителей и святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Они свидетельствуют о равенстве Божией благодати, пребывающей на них и на нем, и призывают нас к почитанию его как великого угодника Божия.

Святитель Антоний Богомудрый – автор непрестанной Божественной литургии, которая совершается в живом храме Божием – человеке, ставшем на путь спасения – делание непрестанной покаянной молитвы Иисусовой. Святым Духом Святитель Антоний написал руководство в делании молитвы Иисусовой, руководство в спасении. Апостол Павел пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в нас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог. Ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 16-17).

Следует заметить, что молитвы православного христианина домашняя, дома, и общественная, в храме, не конечная цель его духовного подвига, а они имеют своей целью привести подвижника к непрестанной молитве. Как физическая жизнь младенца по его рождении от матери начинается непрестанным дыханием, так и духовная жизнь православного христианина по его крещении начинается непрестанной молитвой, без нее душа не живет, а умирает.

Святитель Антоний в своем Богомудром писании «О молитве Иисусовой» пишет: «Не дерзая на свои силы, а лишь надеясь на Всемогущую силу Господа моего, отложив всякое личное мудрование, не имеющее подтверждения в Богодухновенных писаниях – Священном или в творениях святых отцов, опытом изведавших жизнь покаяния, всяко имех возжелах, дабы все хотящие прославить Бога истинно-разумно, шествуя по стопам Господа, и сие делать пожелали бы деланием молитвы Иисусовой».

Предлагая по святым отцам руководство в делании молитвы Иисусовой, он поясняет, что пишет «конечно, не все, а лишь то, с чем приходится встречаться всякому делателю покаяния, сие же, всеми проходимое, есть суть самая главная. Бывающее, кроме описанного ниже, и здесь, и выше, – второстепенно, и последствий гибели души с собой не приносит».

Деланием молитвы Иисусовой спаслись все святые и оно именуется умным деланием или умным житием. А Святитель Антоний именует его забытым путем опытного Богопознания или Тайной спасения, ныне забытым и христианством и монашеством.

Он пишет: «О внутренней жизни или об опытном Богопознании святые отцы создали опытную науку, стройную и совершенную, которая хранится в их Богомудрых писаниях. Эти писания отцами созданы по внушению Духа Божия для последних времен, для нас.

Святые отцы, Духом Божиим провидя, что мы, живущие в последних временах, осиротели: останемся без наставников, без руководителей этому спасительному деланию, оставили нам в руководство несколько опытных, существенно-важных советов в деле усвоения спасения, в деле усовершения себя в молитвенном подвиге».

Эти опытные существенно-важные советы святых отцов Святитель Антоний подробно изъясняет в своем Богомудром писании «Забытый путь опытного Богопознания или Тайна спасения», начиная такими словами: «По святоотеческому разуму в основе опытного Богопознания, в основе опытного усвоения спасения, лежит умное делание или непрестанная покаянная молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Следует сказать, что в настоящее время «западники» – епископы и священники православной Церкви Христовой, начитавшись в семинариях  и академиях еретической западной богословской литературы, унижающие имя Иисуса Христа, сравнивающие с простыми именами человеческими и отрицающие утвержденную Церковью Христовою молитву Иисусову, идут не тем путем, которым надо идти, и малодушных людей ведут за собой, занимаясь только внешним деланием, забыв молитву Иисусову. Святой Серафим Саровский получил откровение, что все западники-еретики погибнут.

Святитель Антоний Богомудрый поясняет: «В начале ХХ века появилась эта богоборческая ересь, которая унижая имя Господа Иисуса, вызвала другую ересь – имяславскую. …Западники, унижающие имя Божие Иисус – это замаскированные ариане, а имяславцы – это замаскированные монофизиты и монофелиты.

По учению же Святой Соборной Апостольской Православной Церкви Христовой имя Иисус стало Божественным со времени тайны воплощения Сына Божия от Духа Святаго и Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (Ин. 7, 39)

…Еретиков  имябожников-имяславцев, которые составляют каноны, акафисты и пр. одному имени Божию Иисус, которые убеждены, что имя Иисус равно существу Божию, – сравнительно очень мало, но западники, «православные епископы» и их сторонники – сознательные и бессознательные враги Иисуса Христа и молитвы Иисусовой, которую они считают суеверием и волшебством, – приписывают имяславие и всем епископам православным и христианам, которые пользуются молитвой Иисусовой  для спасения».

О нашем времени Святитель Антоний пишет: «На наших глазах совершается это великое таинство конца или таинство жатвы, предуказанной Спасителем. Господь сказал: «Во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь» (Мф. 13, 30). Ныне совершается эта таинственная жатва конца; происходит выразительное, реальное собирание плевел, их всемирное объединение. Подобного явления в истории человечества не было. Это и есть таинственная жатва конца.

Увидев это пророчественное таинство, остаток христиан должен восклонить свои головы, т.е. поднять вверх, устремить ум к горнему, усилить умное делание, ухватиться за внутреннее, за внимание к помыслам, за невещественное делание святых отцов. Только одно и может спасти от окончательной и неминуемой гибели умной личности человека. Ухватиться за это, как за спасительный обломок от апостольского корабля. Путь нам указан – от внешнего к внутреннему. Кто внутри – тот на правильном пути. Ибо только внутренняя жизнь и есть истинно-христианская жизнь, как свидетельствуют о сем святые отцы».

Он продолжает: «Около сорока святых отцов изъясняют это учение в «Добротолюбии» о сем невещественном делании, о делании невещественных горних умов, желая сделать его более доступным для нашего вещественного понимания. И все же оно остается прикровенным и недоступным для «мудрых и разумных» века сего. И только в процессе внутреннего молитвенного опыта постепенно раскрывается его сокровенный смысл, исполненный потрясающего божественного величия».

Заключая дивную гармонию священных речений святых отцов о сей небесной науке умного делания, он пишет: «Святые отцы не только изъясняют сие таинство, не только приглашают к сему деланию, но и упрашивают, даже умоляют не отвратить своего слуха от их мольбы и усердно приняться за сие небесное делание, которое начинается на земле воплем: «Помилуй!»

…Еще здесь, на земле, сей вопль чудесным образом изменяется в неумолкаемое радостное славословие Богу Небесному, Богу Великому, Спасителю Дивному, дивным путем сотворившему спасение наше посреди земли. И славословие это переходит в безконечную вечность. А славословие и благодарность есть пища райская, пища всех умных сущностей, безплотных небесных сил. Познав сию тайну Царствия, в нас сущего, познав ее не теоретическим богословским мудрованием, а реально, в чувстве сердца и в дивном изменении своего ума».

Заметим, что наша временная жизнь на земле для каждого из нас завершается предродовыми и родовыми муками рождения нашего внутреннего человека в жизнь вечную, счастливую и безконечную. Мы увидим духовными очами Отца Небесного и Его Божие Царство, уготованное любящим Бога, всем тем, кто шел к Нему путем умного жития – путем непрестанной покаянной молитвы Иисусовой, которая только и формирует небесного человека грядущаго века, ибо она есть живая связь  Божественной жизни с человеком, которую нам даровал Господь Бог и Спас наш Иисус Христос.

В каноне при разлучении души от тела, который Святитель Антоний завещал своим духовным чадом читать ежедневно с испрашиванием слез покаяния, в песне  9, стих 1, читаем: «О, ка́ко узрю́ Неви́димаго? Ка́ко ужа́сное о́но претерплю́ виде́ние? Ка́ко дерзну́ отве́рсти о́чи? Ка́ко моего́ Влады́ку сме́ю ви́дети, Его́же не престая́х от ю́ности огорчева́я при́сно?»

У святых отцов писания о делании непрестанной молитвы Иисусовой прикровенны. Святитель Антоний Богомудрый благоговейно снял эту прикровенность своей молитвенной, многоскорбной и мученической жизнью и уяснил отцов до предельной ясности для нашего невежественного понимания.

Он пишет: «Для всех желающих спасения остался один путь: внутренний. Нам можно спасаться среди мира умным житием – беречь свой ум, т.е. занимать его непрестанной молитвой. Вот это единственный путь для нас, доступный и открытый, да и по времени. Все другие пути для нас закрыты».

Всем спасающимся в последних временах Святитель Антоний Михайловский своими Богомудрыми писаниями дан в наставники Самим Духом Божиим. Его писаниями, как писаниями духоносными, можно руководиться, без всякого сомнения, всякому идущему путем внимания, и они управят на истинный путь Царствия Божия.

Вселенский учитель и святитель Антоний Богомудрый пишет, что не упражняться в молитве Иисусовой есть грех. Он замечает, что святые отцы говорят, что без опытного наставника умным деланием спасаться нельзя, это – неведомый и весьма опасный путь; духоносными наставниками в последних временах будут Богомудрые писания святых отцов и всевозможные скорби, они будут воспитывать для Царствия Божия и усовершать в умном житии.

В Богомудрых писаниях Святителя Антония Михайловского вся премудрость святых отцов, читайте их и спасетесь. Святитель Антоний Богомудрый – лучший наставник умному житию во всей святоотеческой литературе – это глас Духа Святаго.

О том, что в Богомудрых писаниях Святителя Антония Михайловского вся премудрость святых отцов, подтверждает и святой Марк Подвижник. Он пишет: «Если хочешь в немногих словах преподать душеспасительное наставление ученолюбивому, то преподай ему молитву, правую веру и терпение встречающихся скорбей. Этими тремя видами добра приобретается все прочее добро». Именно так и именуются четыре тома Богомудрых писаний Святителя Антония Михайловского: «О молитве Иисусовой», «О правой вере», «О терпении скорбей» и «О всем прочем добре».

В заключение должен сказать, что современное человеческое общество вошло в антихристовые времена, сатана с падшими злыми бесами-демонами возводят самого величайшего, хитрого и способного, и лукавого человека, и выдвинут в антихриста. Нам всем предстоит последний духовный бой, кто устранится от него или выйдет безоружным, потерпит поражение, а кто вооружится Богомудрыми писаниями Святителя Антония Богомудрого – одержит победу. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20, 6).

По примеру святых отцов я не только приглашаю вас всех к чтению Богомудрых писаний Святителя Антония Михайловского, но и упрашиваю, даже умоляю не отвратить своего слуха от моей мольбы и усердно стать на путь умного жития – на путь делания непрестанной покаянной молитвы Иисусовой, как благоразумный разбойник на кресте перед смертью, и всем сердцем покаяться; и всякий, кто призовет имя Божие – спасется, – так Сам Господь призовет. Так свидетельствуют Святитель Антоний Богомудрый и все святые отцы.

Благодарю за внимание. Спасибо, т.е. спаси Бог.

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы

Священник Владимир Панковец

 

 

СОГРЕШАЮ: НЕ УПРАЖНЯЮСЬ В МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Единственный путь спасения – делание непрестанной молитвы Иисусовой – умное житие – неведомый путь и весьма опасный. Святые отцы говорят, что без опытного наставника этим деланием спасаться нельзя. Духоносными наставниками в последних временах будут Богомудрые писания святых отцов и всевозможные скорби. Они будут воспитывать для Царствия Божия и усовершать в умном житии.

Так пишет вселенский учитель и святитель Антоний Михайловский, Богомудрый – лучший наставник умному житию во всей святоотеческой литературе. Читайте его книги и спасетесь.

aeantony.ru

7/20 августа 2021 года

Попразднство Преоброжения Господня

 

 

ПРЕПОДОБНАЯ СХИИГУМЕНИЯ АНТОНИЯ СУХИХ, КУРСКАЯ (2012)

Память  27 июня/10 июля

Тропарь гл. 4

Возлюбленная дочь, сестра, псаломщица и помощница вселенскаго учителя и святителя Антония Богомудраго, святая преподобная схиигумения Антония Курская, моли Пречистую Деву, Мати Божию, Свет Чистоты, Жезл Девства, да в девстве утвердит нас и в чистоте сохранит!..

Кондак гл. 3

Шествуя единомудренно путем спасения, под руководством Святителя Антония Богомудраго, сохранила еси его Богомудрое наследие и доброе имя, аки жемчужину многоценную, и даровала еси ея всем православным христианом , спасающимся в последнем веке сем непрестанной молитвой Иисусовой – печатию Божией.

Молитва

В годину гонений за веру православную на Святой Руси, от юности возлюбила еси Господа нашего Иисуса Христа и отдала еси Ему себя всецело, приняв иночество, обрела еси по милости Божией истиннаго духовнаго наставника Святителя Антония Михайловскаго, Богомудраго, который вел чад своих духовных забытым путем опытнаго Богопознания или Тайной спасения, каковой спаслись  все святые – непрестанной молитвой  Иисусовой, написав Духом Святым руководство в ея делании – руководство в спасении. Приняв его в дом свой как странника, обрела еси в нем все, что искала, и готова была с ним идти в огонь и воду, видя его величайшее духовное совершенство. Приняв схиму и игуменство, явилась еси ему возлюбленной сестрой:женой, окормляя домашний монастырь, сохранила еси его Богословское наследие и доброе имя, как лучшаго наставника умному житию во всей святоотеческой литературе. Пребывая ныне в небесных обителех и зря неизреченную славу своего вселенскаго учителя и святителя, моли его о нас, идущих по его Богомудрым писанием единственным путем спасения – деланием непрестанной молитвы Иисусовой, да сподобит Господь нас так чисто и свято жить, чтобы через нас святилось имя Его, и, живя для Христа, получили тихую кончину и жизнь вечную. Аминь.