ЗАВЕЩАНИЕ

Завещание Святителя Антония и как нести крест свой, идя за Христом

Завещание до смерти и после смерти

Мир тебе, раба Божия Антония, сотрудница покая­ния моего. Внемли сим внушениям Духа Божия.

1.  Да спутешествуют тебе и вспомоществуют тебе Ангел твой Хранитель и Ангел преподобия твоего. Да хранят тебя они на всех путях твоих. Да возвратят они тебя в твой затвор в день, в который Бог повелит им.

2.  Запомни: Благодатью причащения Небесный Христос вместе с Отцом Не­бесным входит в тайну нашего личного бытия и Духом Святым зиждет жизнь причастника в храм духовный, в живую Себе обитель, что­бы восхищать нас в Тайну Свою, в несозданный свет Божества Сво­его и в нем преображать нас в славу Христова воскресения, в небес­ных человеков грядущего века.

3. Запомни: Небесный огнь Плоти и Крови Христовой Евхаристии объемлет все естество причастника, он облачает его в мертвость Иисусову (2 Кор. 4, 10): и тело и душа причастника становятся мертвыми для греха, а дух крещения нашего — пламенеющим Духом Святым, Кото­рый всю нашу надежду приносит в жертву Богу (Рим. 8, 10 – 13, 27 — 28; 12, 1).

Одна у Св\ятаго\ Духа мысль — восстановить в нас образ Божий и облачить его в подобие Христово (Гал. 4, 19; 2, 20; 2 Кор. 3, 17 — 18). Одна должна быть цель жизни нашей — умертвить и искоренить грех огнем Божественного причащения. Достижение сей цели обеспече­но Самим Христом, в нас Сущим и Побеждающим по неложному обещанию Своему (Ин. 6, 53 — 57).

4. Заметь: Если небесный огнь Божественного причащения объемлет все наши грехи, несовершения, немощи, расслабления, изнеможения и мертвящие нас и тлящие болезни, а мы не исцеляемся вдруг, то это потому, что все земные прискорбности оставлены нам Божиим Про­мыслом вместо воздушных мытарств, чтобы души наши уже здесь очищались и в час исхода возносились прямо в свет лица Божия, в собор искупленных Христом. К этому именно претерпению промыслительному возбуждают Христовы заповеди: …терпением вашим спасайте души ваши; тот спасется, кто претерпит до конца.

5. Побеждаешь ли ты в сих условиях несомненной победы? Если ты побеждаешь, то ты все можешь Сущим в тебе Христом, укрепляю­щим тебя живым невещественным огнем причащения: каждое твое причащение есть благодать на сущую в тебе благодать, умножающую твое духовное могущество.

6. Заметь же: Ты непобедима: ты вооружена всеоружием силы Христовой и в поединке с диаволом можешь победно противостоять ему молитвен­ным борением до кровавого пота, как Он Сам побеждал в Гефсимании (Лк. 22, 44; Евр. 12, 1 — 4).

Победа твоя обеспечена, ибо Он Сам движет твою волю, напояя ее Своим противодействием (Ин. 16, 33; Флп. 2, 13). Отныне путь твой — иди за Ним стопа в стопу Его стезей: Его умом умствуй, Его сердцем люби и чувствуй, Его волей желай и действуй.

7. Ежедневно смотрись в зеркало заповедей Христовых (труд владыки Антония «Пособие для исповедания согрешений Господу Иисусу Христу» — о. В.), чтобы ясно видеть свои недоделки, свои несовершения. Увидя, возгорай­ся ревностью по Господе Боге Вседержителе и не успокаивайся, по­ка не вымолишь у Бога благодать свершения. В таких случаях всегда молись и не унывай (Лк. 18, 1). Промысл Божий бдит и в Свое от Не­го время свершит лучшее для тебя — из Евангелия над преклоненной твоей главой изольется на тебя Сила свыше и вооружит твой подвиг на победы…

Внемли: в сем смысл ежедневной исповеди  и для сего Христос напояет нас Самим Собой.

8. Внемли: Внушением Божиим молитва на исход души Господу и Его Матери и канон испрашивания слез покаяния (канон на исход души — о. В.) вменяется те­бе и всем преподобящимся в ежедневную обязанность, как послу­шание старцу своему.

Сие да будет неотменным на всю жизнь и до кончины моей и по кончине твоей.

9. На сем — Аминь.

                            Подпись

Благодать Св\ятаго\ Духа, глаголавшая в сем завещании моем, да изольется обильно в каждое сердце, возлюбившее покаяние, его же хощет Сам Бог.

Прочитывать каждое воскресенье.

 

НЕСЕНИЕ КРЕСТА СВОЕГО ПРИ ЕЖЕДНЕВНОМ ПРОЧТЕНИИ БОГОМУДРЫХ ПИСАНИЙ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ МИХАЙЛОВСКОГО (1889-1976)

И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 27)

  1. Ежедневно – молитвы утренние, вечерние, Иисусова (Том 1, с. 46).
  2. Ежедневно – канон на исход души.
  3. Ежедневно – Псалтирь, Евангелие (Том 1, с. 349). Суббота-воскресенье – Откровение святого Иоанна Богослова.
  4. Ежедневно – «День за днем. Дневник православного священника» (Том 3).
  5. Ежедневно – «Пособие для исповедания согрешений Господу Иисусу Христу» (Том 1, с. 304).
  6. Воскресенье – «Завещание до смерти и после смерти» (Том 1, с. 403).
  7. Воскресенье – «Мысли и советы духовного отца о вечном спасении» (Том 1, с. 264).
  8. Праздники – «Советы духовного отца» (Том 1, с. 245).

aeantony.ru

Перед чтением Евангелия

Из трудов владыки Антония

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Чтением словес Божественного Евангелия: да исчезнет всякое действо сатанинское, составляемое в уме, сердце и во всех чувствах души и тела моего. Да влиется в меня благодать Господа нашего Иисуса Христа, прощающая, опаляющая, очищающая, просвещающая и освящающая всего мя человека. Аминь.

В Евангелии сокрыта Божественная сила: возстановлять, возрождать, просвещать, возвышать, освящать, благоустроять, живить и целить душу и тело, врачевать раны души, утишать, умиротворять мятежные мысли, плотские похоти и раздражительность. Аминь.

Господи, Иисусе Христе Боже мой! Пред Тобою аз есмь! Удостой меня познания воли Твоей, ибо сам я не знаю, что мне полезно и спасительно. Ты Сам побори врагов моих, ибо я не уразумеваю злокозненности их.

Господи, Иисусе Христе Боже мой! Дело Твоей милости избавить меня от мук вечных! Сам же я без помощи Твоей не имею сил избежать от рук врагов моих. Аминь.

Подпись

См.: Священник Владимир Панковец. Указ. соч. Ч. 1. С. 206.

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. Дневник православного священника

Старый стиль

19 июня

Память сердца

И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2, 51).

Обыкновенно принято считать память свойством ума. Но мне кажется, что самая твердая память есть память сердца. То, что мы сохраняем в сердце, не испаряется, не теряется никогда, оно

остается вечно живо. Многие жалуются на забывчивость, но не происходит ли это большею частью от равнодушия? Если бы мы относились более сердечно к нашим обязанностям, мы бы не забывали о них. То, что мы любили в прошлом, оставляет неизгладимое впечатление в нашем сердце и уж забыться не может.

Как бы следовало развивать эту сердечную способность! У нас есть сердечные очи, есть духовный слух, которые восприимчивее ко всему духовному, чем телесные наши свойства. Также и суждения сердца часто гораздо разумнее, чем холодное определение ума. Как живо восстает в нашем воображении давно минувшее, когда оно дорого нашему сердцу! Отдадим же Господу эту нашу сердечную память, сохраняя в ней яркую картину всех тех благ, которые мы получили от Него. И, вспоминая о них, будем надеяться получить их и в будущем. Почему Давид с такою уверенностью восклицает: «Я ни в чем не буду нуждаться!» (Пс. 22,1). Не потому ли, что он уже испытал, как Господь «покоит на злачных пажитях, ведет к водам тихим, как Он подкрепляет душу» (Пс. 22,2, 3). Испытав это, он запомнил, и не мог уже более бояться.

Пусть наша вера, опираясь на прошлое, почерпнет в бывших милостях Господа надежду на будущее. Сохраним же и мы в сердце своем не только живое воспоминание всего того, что мы получили от Господа, но, подобно Матери Его Пречистой, будем слагать в душе своей все слова Его, весь свет Его дивного образа, все чудеса и страдания Его, всю жизнь Спасителя нашего, в которой для нас источник жизни вечной.

P.S. Если у вас есть книги с таким же или измененным названием книги, то сравните тексты, чтобы не пользоваться литературной подделкой и не вредить своей душе.

 

Пособие для исповедания согрешений Господу Иисусу Христу.

Зеркало заповедей Христовых

Исповедаю нашему Господу и Богу моему и тебе, честный отче, вся моя грехи, о юности моя содеянные мною: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами душевными и телесными; умом, разумом, смыслом, мнением, воображением, властвованиями телесными: зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием; и всеми силами моей души: вожделенной, желательной, раздражительной, мыслительной и словесной.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю нелюбовью к Богу, нелюбовью к ближнему, несохранением обетов, данных мною при крещении (и при постриге), но лгу и преступаю. Не упражняюсь в молитве Иисусовой, не исполняю правило молитвенное, или же стою на молитве рассеянно, с сонливостью, и сухостью, и мечтанием, с пустыми суетными мыслями.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю неисполнением заповедей Божьих, согрешаю умом моим, мечтающим, летающим, парящим, скитающимся и рассеянным по всея суете мира сего. Согрешаю нехождением внутрь себя.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю прекословием, самочинием, ослушанием, непокорностью, своея воли исполнением, невниманием к наставлениям и предупреждениям. Согрешаю нерадением о спасении своей души, небрежением, беспечностью, леностью, празднословием, пустословием, самолюбием, плотоугодием, саможалением, негою, спорами, многоглаголанием и неправдоглаголанием, божбою ложною, смехом неподобным, шутками, свободным со всеми обращением, роптанием на Бога и на самого себя, и на жизнь свою, и на всех людей.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю гордостью внешней и духовной, тщеславием, превозношением, самохвальством, желанием похвалы, дерзостью, грубостью, суровостью, колкостью, двоедушием, хитростью, скрытностью и утаением своих грехов, презрением, подсматриванием, подслушиванием и передачей чужих речей и новостей, и всяких пустых слухов и разговоров.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю осуждением, делом, словом, помышлением – всех людей, любопытством, выпытливостью, рассуждением и разбирательством поступков всех людей и всей их жизни, забывая о своих грехах.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю ложью, оклеветанием, укорением, досаждением, капризами, злословием, оскорблением, смущением, загадыванием вперед, ненадеянием на волю Божью, но надеянием на себя и на свои силы, насмешливостью над людьми, человекоугодием, нетерпением скорбей и болезней.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю блудными похотными помыслами, чувствами, вожделениями, воображениями, мечтаниями, представлениями, нескромным разговором, взглядами, осязанием, подсматриванием чужой наготы, чтением книг, возбуждающих эту страсть, похотным рассматриванием картин с изображением обнаженного тела, сладострастием.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю гневом, яростью, раздражением, вспыльчивостью, обидчивостью, оскорблением людей, невоздержанием языка, уязвлением ближних, пямятозлобием, неприязнью к ближним, суеверием, завистью, ненавистью, ревнованием, зло за зло воздаянием, лестью, лицемерием, лукавством, прельщением всеми вещами мира сего суетного, обманом, унынием, печалью, отчаянием, расслаблением, сонливостью, гнетучками – болезненностью от страстей и грехов, отяжелением на духовное делание и молитву, огрублением, одебелением, омертвлением к духовной жизни, нечувствием и окаменением сердца, потуплением и омрачением ума на все духовное ведение.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю скупостью, сребролюбием, жадностью, алчностью, многостяжанием, присвоением чужого, утаением, недобросовестной наживой, пристрастием к земным благам.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю чревобесием, гортанобесием, объедением, лакомством, сластолюбием, пресыщением, тайноядением, разноядением, нарушением постных дней, нарушением святых праздников, превождением их служением не Богу и душе своей, а лишь единому телу.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Согрешаю торопливостью в делах, в словах, в движениях и во всех своих поступках, несосредоточием во внутреннем своем человеке, духовной хладностью, немилосердием, жестокосердием, беспечностью, нерадением, небрежением, невнимательностью, брезгливостью после принятия благодати от Святых Таинств.

Прости мне, Господи, и ты, честный отче.

Отжени от меня, Господи, жестокие и безмерные, и бесчисленные страсти, порывы страстей, всю душевную тревогу и мрак неведения, окружающий душу мою; отжени от меня, Господи, всю нечистоту мою и прости мне всю жизнь, прожитую до сей минуты во всех страстях, похотях, слабостях, немощах, пристрастиях, пороках, прельщениях от лукавого, согрешениях и грехопадениях.

Прости мне жизнь, прожитую по всем влечениям мира и похотям его; прости жившего не по заповедям Твоим, а по похоти плоти, по похоти очей и гордости мирской.

Прости, Господи, сознательные мои согрешения и несознательные!

Прости, Господи, сотворенные мною грехи по ведению и по неведению, по своей воле и поневоле, по знанию, что грех, и по незнанию.

Молитвами духовного отца моего прости, Господи, прости сей день и всю жизнь мою греховную!

За сим – земной поклон. За сим возложи на главу свою домашнее Евангелие и произнеси:

Господь мой Иисус Христос, заочною отца моего духовного молитвою обо мне, прощает и разрешает меня от всех грехов моих, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

За сим облобызай слова Евангелия и опять поклонись, и пропой тропарь благодарения:

Благодарни суще недостойнии раби Твои Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем, и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Сей чин домашней исповеди обязателен для всех.