НОВОЕ

Новые публикации месяца

ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ СВЯТИТЕЛЯ ИУВЕНАЛИЯ, МИТРОПОЛИТА КУРСКОГО, ИСПОВЕДНИКА РОССИЙСКОГО

«Мы ведем людей не тем путем», — сказал святитель Иувеналий , митрополит Курский, когда прочитал Богомудрые писания вселенского учителя и Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, Богомудрого о забытом пути опытного Богопознания или Тайне спасения – умном делании или непрестанной покаянной молитве Иисусовой – единственном пути спасения, которым спаслись все святые, а ныне забытом и монашеством, и христианством.
Святитель Антоний Богомудрый пишет: «Остаток христиан должен восклонить свои головы, т.е. поднять вверх, устремить ум к горнему, усилить умное делание, ухватиться за внутренне, за внимание к помыслам, за невещественное делание святых отцов. Только одно и может спасти от окончательной и неминуемой гибели умной личности человека. Ухватиться за это, как за спасительный обломок от апостольского корабля. Путь нам указан – от внешнего к внутреннему. Кто внутри – тот на правильном пути. Ибо только внутренняя жизнь и есть истинно христианская жизнь, как свидетельствуют о сем святые отцы».
Христиан последнего века сего, по внушению темных сил, лукаво перевели на внешность, чтобы она собою загораживала внутреннее, и сами епископы приняли внушительную внешнюю светлость, которая абсолютно не соответствует свету жизни о Христе Иисусе. Эту величайшую современную духовную катастрофу, когда священнослужители, забыв о молитве Иисусовой, идут не тем путем, которым надо идти, и людей малодушных ведут за собой, и увидел святитель Иувеналий своими духовными очами и открывает ее всем нам для нашего спасения.
Святитель Иувеналий, в миру Спиридон Алексеевич Тарасов, родился 29 апреля 1929 года на хуторе Большом Мечетном, Семикаракорского района, Ростовской области в благочестивой казачьей семье. Его мать Ульяна в 16 лет вошла в семью своего мужа, которому было 19 лет. В этой большой дружной семье было 22 человека.
Святитель Иувеналий в предисловии к первому изданию своей книги «Проблемы современного православного воспитания» пишет: «В чем причина катастроф и трагедий, постигших русский народ в ХХ веке? Как верующий человек я вижу духовные причины постигших нас бедствий. Такова наша расплата за самый тяжкий грех, который только можно представить – грех богоотступничества.
…Я помню, что когда мне было несколько лет, к нам пришли родственники и сказали, что надо срочно разделиться, иначе раскулачат. В одну ночь мы разделились. Стали ли мы жить лучше? Нет.
Потом арестовали и расстреляли моего отца. И мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было оставаться, и пришлось переехать в г. Шахты.
…Да я часто видел, и не мог не видеть, как часто помогал Господь видимым образом людям, которые обращались к Нему. И может быть, и мой дальнейший путь был предопределен, хотя я и не собирался поступать в семинарию, я хотел поступить в мединститут, но по просьбе настоятеля нашего храма я попробовал поступить в семинарию и поступил».
В 1949 году окончил семь классов школы рабочей молодежи г. Шахты и поступил в Саратовскую Духовную Семинарию. 2 августа 1953 года рукоположен во диакона митрополитом Ростовским Вениамином Федченковым, а 4 августа в пресвитера и назначен в г. Шахты к молитвенному дому в честь Архистратига Михаила.
Святитель вспоминает: «Потом был первый приход, трудности, лишения, гонения. Но самые страшные годы пришлись на начало 60-х. Тогда я потерял семью. И каких усилий стоило мне оставить своих детей с собой, чтобы их не отправили в интернат. До сих пор не могу без ужаса вспоминать, как по решению суда их должны были увезти в интернат. По милости Божией они остались со мной. Я воспитал их. Они закончили Воронежский мединститут, работают врачами, у них по двое детей.
Я до сих пор тяжело переживаю, как в Шахтах требовали от меня отречения от сана. Тогда целый месяц, по 12 часов, сменяя друг друга, допрашивали меня, требуя отказаться от веры. В те дни мне казалось, что я сойду с ума. Но Господь дал мне силы вынести все испытания».
В 1966 году заочно окончил Московскую Духовную Академию, кандидат богословия. 26 июня 1968 года в Троице-Сергиевой Лавре принял монашество. 4 января 1970 года настоятель кафедрального собора города Пензы, архимандрит. 16 ноября 1975 года хиротония во епископа Воронежского и Липецкого. В Воронеже ночью разгружал кирпичи.
Воинствующие безбожники великого отступления от веры в Бога приказали его убить, но Бог хранил его. Будучи архиепископом Иркутским и Читинским, он ехал с водителем на служебной машине, встречный тяжелый грузовик на большой скорости врезался в них, у него были сломаны ребра, вся правая сторона травмирована, пострадал позвоночник. Когда он по болезни лежал, то убийца под видом священника пытался его задушить, но ему помешали и он убежал. Всю жизнь святителю было трудно подниматься и ложиться.
С 26 декабря 1984 года архиепископ Курский и Белгородский, с 1993 года – Курский и Рыльский. В конце 1996 года первым в Русской Православной Церкви приступил к практической реализации православного просвещения учащихся, введя основы изучения православной культуры в Курской области. «В России издревле все зиждилось на Православии – семья, школа, культура, власть», — напоминает святитель Иувеналий.
В 2004 году, 250-летие со дня рождения святого Серафима Саровского, уроженца Курска, принял в свою епархию святую схиигуменью Антонию Сухих, помощницу Святителя Антония Богомудрого, с сестрами из Иосифо-Волоцкого монастыря. По его благословению ими восстановлен Курский девичий монастырь в честь Святой Троицы, основан и построен в Золотухино женский монастырь в честь Алексия, человека Божия.
17 августа 2004 года почислен на покой по состоянию здоровья, принял великую схиму. За 20 лет своего архипастырского служения на Курской кафедре он возродил более 300 храмов, 8 монастырей, среди которых известный всему православному миру мужской монастырь Коренная пустынь, созданный на месте явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Курской-Коренной «Знамение». Блаженно упокоился 13 января 2013 года, похоронен у возрожденного им Знаменского кафедрального собора Курска.
По воле Божией, принимая во внимание его благочестивую жизнь, народное почитание и его чудотворения, определяем:
1. Прославить в лике святых святителя Иувеналия, митрополита Курского, исповедника Российского и включить его в Собор вселенского учителя и Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, Богомудрого.
2. Ежегодную память ему надлежит праздновать по старому стилю в день его блаженной кончины 31 декабря, в день его прославления 15 июля, 19 июля (Собор Курских святых), в неделю перед Рождеством Христовым, святых отец (Собор Святителя Антония Богомудрого) и воскресенье, 25 января (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской).
3. Составить ему житие, а также службу и акафист, написав икону, почитая его честные останки святыми мощами, установив их, по поднятии, для поклонения верующих.
Приложение: тропарь, кондак и молитва.
Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Российская Греко-Кафолическая Православная Церковь
15/28 июля 2022 года
Равноап. вел. князя Владимира (1015). Собор Киевских святых.
Тропарь, глас 4-й. Введя первым на малое время в Русской Православной Церкви основы православного воспитания для учащихся Курския губернии, святителие Иувеналие, моли Бога о нас, да дарует душам нашим духовное просвещение и истинное православное житие.
Кондак, глас 3-й. Мужественне исповедуя Иисуса Христа в своем священнослужении, не убоялся еси воинствующих безбожников великаго отступления от веры в Бога, и, читая писания Святителя Антония Богомудраго, возопил к собратием: «Мы ведем людей не тем путем», указуя единственный путь спасения – умное делание по Богомудраму руководству Святителя Антония.
Молитва. С материнскою любовию воспитанный в православной вере, во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, отдал еси себе всецело на служению Богу в великой славе святительскаго служения, моли Бога о нас, святителю Иувеналие Курский исповедниче, да дарует Всемогущий Господь Державе Российстей покаяние нелицемернае во гресе богоотступничества; да ведет Он народ русский, яко народ Божий, единым путем спасения – умным деланием или непрестанной покаянной молитвой Иисусовой по Богомудраму писанию вселенскаго учителя и святителя Антония Михайловскаго, Богомудраго; и да возсияет из России, втораго Израиля, всему миру Православие Богомудрыми писаниями Святителя Антония. Боже вечный и Царю всякаго создания, предстательством святителя Иувеналия исповедника Российскаго услыши глас недостойных раб Твоих, яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Иувеналий Тарасов и святая схиигумения Антония Сухих, помощница Святителя Антония Богомудрого

28.7 святые

ПРЕПОДОБНАЯ СХИИГУМЕНИЯ АНТОНИЯ СУХИХ, КУРСКАЯ (2012)

Краткое житие, тропарь, кондак и молитва

Возлюбленная дочь вселенского учителя и Святителя Антония Богомудрого схиигумения Антония (в миру Лидия Сергеевна Сухих) родилась 23 сентября 1929 года в селе Приверх, Лебяжского района, Кировской области. Воинствующие безбожники великого отступления от веры в Бога отобрали у ее семьи все имущество и погнали в Сибирь, в Томскую область. В дороге она замерзла, после чего у нее всю жизнь сильно болели ноги и горло. Господь с младенчества избрал ее и даровал ей высшую добродетель – безропотно терпеть болезни и просить помощи и милости Божией.
Она родилась после Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, когда празднуется память икон Божией Матери: Софии, Премудрости Божией (Киевской), Курско-Коренной «Знамение» и Почаевской, которая ей сопутствовала всю жизнь. Божия Матерь незримо покровительствовала ей и привела ее в Киев, Почаев и Курск, под которым она блаженно упокоилась.
В детстве, по состоянию здоровья, она не принимала участия в играх сверстников, в уединении молилась и читала Евангелие. В школе училась на отлично, своей подружке рассказывала все про Бога, о Страшном Суде. Общалась с ссыльными за веру в Бога протоиереем Петром Васильевым и монахиней Сампсонией. В их семье жила тетя мамы, которая много лет подвизалась в монастыре. Когда его закрыли и всех сестер арестовали, то ей во сне явилась святая Евфросиния Полоцкая и говорит: «Когда будешь принимать монашество, бери мое имя. Я буду твоей покровительницей».
В 15 лет уехала в Томск к монахине Евфросинии, которая жила при храме. Подала документы в вышивальный техникум, решив: «Матерь Божия какая рукодельница была. Пойду учиться вышивке». Конкурс был очень большой. Поступила учиться, а в церкви пела на клиросе. Одна преподавательница преследовала ее, требуя снять нательный крестик. Спустя много лет она ее повстречала, сгорбленную, и та жалобно говорит: «Лидочка, я за тебя страдаю. Муж бросил, ребенок умер». Просила прощения, она ее простила.
В 1950 году ей был голос Божий: «Скорей езжай в Киев». Этот голос преследовал ее: «Уезжай насовсем, выписывайся. Там все будет». Голос все зовет и зовет: «Скорей, скорей езжай». Она молилась дома перед иконой Почаевской: «Матерь Божия, укажи мне путь, не отпускай меня от Себя».
В Киев приехала с матушкой Евфросинией, год жила без прописки и работы, ходила по святым обителям, питалась просфорами, которые давали в храмах. В Почаеве подошла к святому Кукше Одесскому: «Благословите в монастырь». Он говорит: «Нет монастырей». Она: «Как нет, в Киеве три монастыря». Ногой топает: «Я сказал тебе – нет. У тебя дома монастырь». Это было пророчество о их совместном с владыкой Антонием служении в домовом монастыре.
Господь готовил ее к встрече со Святителем Антонием Михайловским, архиепископом Брянским, Богомудрым, которому она станет верной келейницей и помощницей. Добрые люди помогли с пропиской, работой, одели. Святые ангелы и угодники Божии хранили от бандитов и несчастных случаев. Работала мастером на вышивальной фабрике. В Киеве тайно приняла иночество и монашество.
В 1958 году познакомилась с владыкой Антонием, ему о ней в заключении пророчествовала святая преподобномученица еврейка: «Вы скоро выйдете из тюрьмы, и вам Господь такую верную душу пошлет. Она вас и похоронит». Он приехал к своим духовным чадам в Ирпень с Клавдией Ремизовой, в будущем схимонахиня Уриила Дивиевская. Увидев его, она почувствовала, что все нашла, что искала, встала перед ним на колени, обняла его ноги и зарыдала. Он благословил ее, положил руку на голову и сказал: «Благодатная, поняла кто перед тобой». Затем была исповедь, служба. Слушая его проповедь, она молилась: «Господи, запиши каждое его слово в моем сердце. Чтобы я все помнила».
Все оставшиеся годы его земной жизни они были вместе, тайно служили в домовом монастыре, сначала в их доме в Снежном на Донбассе, затем в Ирпине и Буче, под Киевом. Никто из соседей не знал, что у них живет архиепископ, за которым всю жизнь была слежка. Его духовные чада, приезжавшие к ним, были очень осторожны, приходили и уходили ночью. Она сопровождала его во всех поездках. Ездили они довольно часто, в любое время года, в любую погоду. Ходили по улице на значительном расстоянии друг от друга, делали вид, что не знакомы. Не раз уходили от погони. Однажды она сильно заболела и была при смерти, но владыка Антоний ей сказал: «Я должен идти вперед, потом тебя встретить».
После блаженной кончины Святителя Антония, похоронив его на кладбище в Лесной Буче, она почти десять лет жила одна, работала, а затем митрополит Волоколамский Питирим Нечаев, пригласил ее восстанавливать Иосифо-Волоцкий монастырь. После его упокоения уехала со своими сестрами в Курск к митрополиту Иувеналию Тарасову, где они восстановили Свято-Троицкий девичий монастырь. В Золотухино, возле Коренной Пустыни, созидали женскую обитель в честь Алексия человека Божия, где и упокоилась 10 июля 2012 года.
По милости Божией она сохранила в своем сердце все воспоминания Святителя Антония Богомудрого о его святой мученической жизни. Он ей передал свои Богомудрые писания, изданные в царское время: «Половая похоть» и «О личном спасении», основная глава магистерской диссертации «Православное учение о личном спасении» и речь перед ее защитой в Императорской Киевской Духовной Академии. Она сохранила его величайшее Богомудрое писание «О молитве Иисусовой» — руководство в умном делании – руководство в спасении. Записала с его слов духовную повесть «Ольховский монастырь» и рассказ «Генофепфа».
Она сохранила слова Святителя Антония, что он был отец Арсений – автор и главный герой одноименной книги «Отец Арсений. Лагерь путь дети». Первое издание этой всемирно известной книги под авторством архиепископа Антония Михайловского было посвящено схиигумении Антонии. На первой странице напечатаны слова Святителя Антония, написанные ей: «В день Ангела на молитвенную память возлюбленной дочери жене:сестре псаломщице помощнице
Пречистая Дево,
Мати Божия!..
Свет Чистоты!
Жезл Девства!..
В девстве утверди меня
И в чистоте сохрани!..»

Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Российская Греко-Кафолическая Православная Церковь

27 июня/10 июля 2022 года
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Собор преподобных отцов Псково-Печерских. Прп. схиигумении Антонии Сухих (2012)

Тропарь, глас 4-й
Возлюбленная дочь, сестра, псаломщица и помощница вселенскаго учителя и Святителя Антония Богомудраго, святая преподобная схиигумения Антония Курская, моли Пречистую Деву, Мати Божию, Свет Чистоты, Жезл Девства, да в девстве утвердит нас и в чистоте сохранит!..

Кондак, глас 3-й
Шествуя единомудренно путем спасения, под руководством Святителя Антония Богомудраго, сохранила еси его Богомудрое наследие и доброе имя, аки жемчужину многоценную, и даровала еси ея всем православным христианом , спасающимся в последнем веке сем непрестанной молитвой Иисусовой – печатию Божией.

Молитва
В годину гонений за веру православную на Святой Руси, от юности возлюбила еси Господа нашего Иисуса Христа и отдала еси Ему себя всецело, приняв иночество, обрела еси по милости Божией истиннаго духовнаго наставника Святителя Антония Михайловскаго, Богомудраго, который вел своих духовных чад забытым путем опытнаго Богопознания или Тайной спасения, каковой спаслись  все святые – непрестанной покаянной молитвой  Иисусовой, написав Духом Святым руководство в ея делании – руководство в спасении. Приняв его в дом свой как странника, обрела еси в нем все, что искала, и готова была с ним идти в огонь и воду, видя его величайшее духовное совершенство. Приняв игуменство и схиму, явилась еси ему возлюбленной сестрой:женой, окормляя домашний монастырь, сохранила еси его Богословское наследие и доброе имя, как лучшаго наставника умному житию во всей святоотеческой литературе. Пребывая ныне в небесных обителех и зря неизреченную славу своего вселенскаго учителя и Святителя, моли его о нас, идущих по его Богомудрым писанием единственным путем спасения – умным деланием или непрестанной покаянной молитвой; Иисусовой, да сподобит Господь нас так чисто и свято жить, чтобы через нас святилось имя Его, и, живя для Христа, получили тихую кончину и жизнь вечную. Аминь.

Память прп. схиигумении Антонии Сухих празднуется по старому стилю 27 июня, 19 июля (Собор Курских святых) и в неделю перед Рождеством Христовым, святых отец (прославление 2021, Собор Святителя Антония Богомудрого)

 

СВЯТИТЕЛЬ ВЛАДИМИР САБОДАН, БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ

Краткое житие, тропарь, кондак и молитва

Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Владимир (в миру Виктор Маркианович Сабодан) родился 23 ноября 1935 года в с. Марковцы, Летичевского района, Хмельницкой области на Украине.
Учился в средней школе, Одесской Духовной Семинарии, Ленинградской Духовной Академии и аспирантуре при Московской Духовной Академии, ее профессор, магистр богословия, академик Академии информации при ООН и Международной кадровой Академии Совета Европы ЮНЕСКО, Почетный Член и Почетный Доктор Минской Духовной Академии им. свт. Кирилла Туровского, почетный доктор многих престижных международных институтов, кавалер церковных, государственных и общественных наград, автор множества богословских статей и исследований.
14-15 июня 1962 г. хиротонисан во диакона и священника, 26 августа принимает монашеский постриг. Преподаватель и ректор Одесской Духовной Семинарии, архимандрит, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.
8-9 июля 1966 г. наречение во епископа и епископская хиротония, епископ Звенигородский, викарий Московской епархии, настоятель Женевского прихода Рождества Богородицы.
1968 г. епископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Митрополита Киевского и Галицкого, Патриаршего Экзарха Украины. 1969 г. епископ Черниговский и Нежинский, управляющий Сумской епархии, ответственный редактор журнала Экзархата Украины.
18 апреля 1973 г. епископ Дмитровский, ректор Московских Духовных Академии и Семинарии, архиепископ. 16 июля 1982 г. митрополит Ростовский и Новочеркасский. 1984 г. Патриарший Экзарх Западной Европы. 1987 г. Управляющий делами Московской Патриархии и постоянный член Священного Синода.
27 мая 1992 г. Харьковским Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви избран Митрополитом Киевским и всея Украины. К 2000-летию Рождества Христова возрожден Свято-Успенский собор Киево-Печерской Лавры – Великой церкви, «небесам подобной», построенной, согласно преданию, по повелению Божией Матери. В течение девяти веков собор оставался символом духовного величия Киевской Руси, «домом Богородицы».
В 2004 г. Блаженнейший Владимир благословил издание Богомудрых писаний Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, упокоившегося под Киевом в Буче. В Киево-Печерской Лавре были проведены первые Антониевы аскетические чтения, посвященные богословскому наследию Святителя Антония. Святитель Владимир благословил прославление его в лике святых, представив материалы в Комиссию по канонизации. По его благословению в иконописной мастерской Лавры была написана икона Святителя Антония Михайловского.
5 июля 2014 года, поболев, упокоился в Бозе, погребен в Киево-Печерской Лавре у Дальних пещер. В 2021 г. в неделю перед Рождеством Христовым, святых отец, прославлен в лике святых и вошел в Собор Святителя Антония Богомудрого, архиепископа Брянского, вселенского учителя и Святителя.

Приложение: тропарь, кондак и молитва.

Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский

Российская Греко-Кафолическая Православная Церковь

19 июня/2 июля 2022 года

Апостала Иуды, брата Господня (ок. 80). Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1607). Свт. Иоанна Максимовича, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского (1966)

Тропарь, глас 4-й

Боголюбивое чадо Малороссии, возсиял еси на первосвятительстем престоле града Киева – матери градов русских, указуя всем единый путь спасения – непрестанную покаянную молитву Иисусову по Богомудрому писанию Святителя Антония Богомудраго, вселенскаго учителя и Святителя.

Кондак, глас 3-й

Смиренно исполняя волю Божию, благословил еси издание Богомудрых писаний и прославление в лике святых Святителя Антония Богамудраго – лучшаго наставника умному житию во всей святоотеческой литературе, святителю отче Владимире, моли Бога о нас.

Молитва

Боголюбивый сыне Малороссии, пребывая Первосвятителем града Киева и даруя на малое время велие благолепие лаврам, обителем и храмам всея Украины, обрел еси многоценное сокровище под Киевом в Буче – вселенскаго учителя и Святителя Антония Богомудраго, архиепископа Брянскаго, лучшаго  наставника умному житию во всей святоотеческой литературе. Ревностне исполняя волю Божию, благословил издание его Богомудрых писаний, проведение Антониевых аскетических чтений и прославление  Святителя Антония в лике святых. Блаженнейший святителю Владимире, моли Бога о нас, православных христиан последняго века сего, да достойно идем по руководству Святителя Антония Богомудраго единым путем спасения – умным деланием или непрестанной покаянной молитвой Иисусовой, и сподобляя наследники быти Царствия Небеснаго: да прославляем вкупе с тобою всех благ Подателя, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.  

Память святителю Владимиру Сабодану, митрополиту Киевскому и всея Украины празднуется по старому стилю 22 июня и в неделю перед Рождеством Христовым, святых отец (прославление 2021)