Богомудрые писания Святителя Антония Михайловского
Книги изданы по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ БОГОМУДРЫХ ПИСАНИЙ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ МИХАЙЛОВСКОГО В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ
В 2016 году, по милости Божией, к 40-летию преставления Святителя Антония Михайловского, начато издание его «Богомудрых писаний» в 4-х томах: 1-й — «О молитве Иисусовой» (книга «Забытый Святитель»); 2-й — «О правой вере» (книга «О личном спасении» и «Ольховский монастырь»); 3-й — «О терпении скорбей» (книга «День за днем»); 4-й — «О всем прочем добре» (книга «Отец Арсений»). Это издание — совершенная библиотека православных христиан.
Четырехтомник «Богомудрых писаний» Святителя Антония Михайловского о молитве, правой вере и терпении встречающихся скорбей – трех видах добра, которыми, по слову преподобного Марка Подвижника, приобретается все прочее добро, совершенная библиотека современных православных христиан, ибо является Богомудрым руководством на пути спасения.
ТОМ ПЕРВЫЙ
О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ.
О молитве Иисусовой. Руководство в делании. Труды. Воспоминания духовных чад. – Ростов н/Д, 2017. – 528 с.
Делание молитвы Иисусовой – умное житие – «это единственный путь для нас, доступный и открытый, да и по времени. Все другие пути для нас закрыты», – пишет Святитель Антоний.
«Лучшего наставника умному житию не отыскать во всей святоотеческой литературе. И явление его молитвенного образа в последних временах не случайное. Его светлый образ является для нас пророческим знамением, предуказующим путь для всех, истинно спасающихся среди грозных и будущих волн греха и соблазна», – это голос Святого Духа, и он звучит для всех нас.
Половая похоть
Во всех людях — женщинах и мужчинах — живет Дух Божий. Какой же грех смотреть на носителя Духа Божия, как на средство удовольствия! Всякая женщина для мужчины прежде всего должна быть сестрою, и всякий мужчина для женщины — братом.
1. Необходимо стремится к полному целомудрию.
1. Хорошо жить в честном браке, но лучше никогда не жениться. Редкие люди могут это. Но хорошо тому, кто может.
2. Если люди женятся, когда могут не жениться, то они делают то же, что делал бы человек, если бы падал, не споткнувшись. Если споткнулся и упал, то что же делать, а если не споткнулся, то зачем же нарочно падать? Если можешь без греха прожить целомудренно, то лучше не жениться.
3. Неправда, что целомудрие противно природе человека. Целомудрие возможно и дает несравненно больше блага, чем даже счастливый брак.
4. Губительны для доброй жизни излишества в пище, также еще более губительны для доброй жизни излишества половые. И потому чем меньше отдается человек тому и другому, тем лучше для его истинно духовной жизни. Разница между тем и другим, однако, большая. Отказавшись совсем от пищи, человек уничтожает свою жизнь; отказавшись же от от половой жизни, человек не прекращает ни своей жизни, ни жизни рода, которая зависит не от него одного.
5. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7, 38).
6. Если люди, женившись, думают, что они своим браком служат Богу и людям тем, что продолжают род людской, то они сами себя обманывают. Таким людям вместо того. чтобы жениться для увеличения числа детских жизней, гораздо проще поддерживать и спасать те миллионы детских жизней, которые гибнут от нужды и заброшенности.
7. Хотя только редкие люди могут вполне быть целомудрены, пусть всякий человек понимает и помнит, что он всегда может быть более целомудрен, чем он был прежде, и может вернуться к нарушенному целомудрию, и что чем больше приблизится человек к полному целомудрию, тем больше он получит сам для себя истинного блага и тем более он будет в состоянии служить благу ближних.
8. Говорят, что если все будут целомудрены, то прекратится род человеческий. Но ведь по церковному верованию должен наступить конец света; по науке точно так же должны кончиться и жизнь человека на земле и сама земля; почему же то, что нравственная добрая жизнь тоже приведет к концу род человеческий, так возмущает людей?
Главное же то, что прекращение или не прекращение рода человеческого не наше дело. Дело каждого из нас одно: жить хорошо. А жить хорошо по отношению половой похоти значит стараться жить как можно более целомудренно.
9. Один ученый сделал расчет, что если человечество будет удваиваться каждые 50 лет, как оно удваивается теперь, то через 7000 лет от одной пары разведется людей столько, что если бы их тесно прижать плечо с плечом по всему земному шару, то поместится на всем земном шаре только одна двадцать седьмая часть всех людей.
Для того, чтобы этого не было, нужно только одно-то самое, что высказывалось всеми мудрецами мира и что вложено в душу всех людей, — целомудрие, стремление к наибольшему целомудрию.
10. Вам сказано (сказал Христос, поминая слова закона Моисея): не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5, 27 — 28).
Слова эти не могут означать ничего другого, как только то, что по учению Христа, человек вообще должен стремиться к полному целомудрию.
Как же это может быть? — скажут на это. — Держись люди полного целомудрия, уничтожится род человеческий. Но, говоря так, люди забывают то, что указывать совершенство, к которому мы должны стремится, не означает того, что человек должен достигнуть полного совершенства. Человеку ни в чем не дано достигнуть полного совершенства. Назначение человека в приближении к совершенству.
2. Грех блуда.
1. Неиспорченному человеку всегда бывает и отвратительно и стыдно думать и говорить о половых сношениях. Береги это чувство. Оно не даром вложено в душу людей. Чувство это помогает человеку удерживаться от греха блуда и соблюсти свое целомудрие.
2. Называют одним и тем же словом любовь духовную, — любовь к Богу и ближнему, и любовь плотскую мужчины к женщине или женщины к мужчине. Это большая ошибка. Нет ничего общего между этими двумя чувствовами. Первое — духовная любовь к Богу и ближнему — есть голос Бога, второе — любовь между мужчиной и женщиной — голос животного.
3. Закон Бога в том, чтобы любить Бога и ближнего, то есть всех людей без различия. В половой же любви мужчина любит больше всех других одну женщину и женщина одного мужчину, и потому половая любовь чаще всего отвлекает человека от исполнения закона Бога.
3. Бедствия, порождаемые половой распущенностью.
1. Пока ты не уничтожил до самого корня похотливую привязанность свою к женщине, до тех пор дух твой будет привязан к земному, как сосунок-теленок привязан к своей матери.
Люди, захваченные похотью, мечутся, как заяц в западне. Как только они завязли в путах похотливой страсти, они уже надолго не выбьются из страданий. Буддийская мудрость.
2. Ночная бабочка летит на огонь, потому что не знает того, что обожжет крылья; и рыба глотает червяка на удочке, потому что не знает того, что это губит ее. А мы знаем, что блудная похоть наверное опутает и погубит нас, а всетаки отдаемся ей.
3. Как светляки над болотом заводят людей в трясину, а сами пропадают, так же обманывают людей прелести половой похоти. Люди запутаются, испортят себе жизнь, а когда опомнятся и оглянутся, то уже нет и того, ради чего они погубили свою жизнь. По Шопенгауэру.
4. Преступное отношение к греху блуда со стороны руководящих жизнью людей.
1. Для того, чтобы ясно понять всю безнравственность, все антихристианство жизни христианских народов, довольно только вспомнить о том, что повсюду допускается и упорядочивается положение женщин, живущих развратом.
2. Среди богатых людей сложилось поддерживаемое ложной наукой убеждение о том, что половое общение необходимо для здоровья, и что так как женитьба не всегда возможна, то и половое общение вне брака, не обязывающее мужчин ни к чему, кроме денежной платы, есть дело совершенно естественное. Убеждение это до такой степени стало общим и твердым. что родители, по совету врачей, устраивают разврат для своих детей; учреждения же, единственный смысл которых состоит в заботе о благосостоянии своих граждан, разрешают существование сословия женщин, долженствующих погибать телесно и душевно для удовлетворения распущенности мужчин.
3. Говорить о том, полезно или вредно для здоровья мужчины половое общение с женщинами, с которыми он не будет жить, как муж с женой, все равно, что говорить, полезно или вредно человеку для его здоровья пить кровь других людей.
5. Борьба с грехом блуда.
1. Человеку, как животному, нужно бороться с другими существами и плодиться, чтобы увеличить свою породу; но как разумному, любящему существу, ему нужно не бороться с другими существами, а любить всех, и не плодиться, чтобы увеличить свою породу, а быть целомудренным. Из соединения этих двух противных стремлений: стремления к борьбе и к половой похоти и стремления к любви и целомудрию, и слагается жизнь человека такою, какою она должна быть.
2. Что делать чистым юноше и девушке, когда в них пробудилось половое чувство? Чем руководиться?
Соблюдать себя чистыми и стремиться к все большему и большему целомудрию мыслей и желаний.
Что делать юноше и девушке, подпавшим соблазнам, поглощенным мыслями о безпредметной любви или о любви к известному лицу?
Все то же: не попускать себя на падение, зная, что такое попущение не освободит от соблазна, а только усилит его, и все так же стремиться к большему и большему целомудрию.
Что делать людям, когда они не осилили борьбы и пали?
Смотреть на свое падение не как на законное наслаждение, как смотрят теперь, когда оно оправдывается церемонией брака, и не как на случайное удовольствие, которое можно повторять с другими, а также и не как на несчастье, когда падение совершается с неровней и без церемониала, а смотреть на это первое падение как на вступление в неразрывный брак.
Что делать мужчине и женщине, вступившим в брак?
Все то же: стремиться вместе к освобождению себя от половой похоти.
3. Главное средство борьбы с похотью — это сознание человеком своей духовности. Стоит человеку вспомнить, кто он, для того, чтобы половая страсть представилась ему тем, что она и есть: унизительным животным свойством.
4. Борьба с половой похотью необходима. Но надо заранее знать всю силу врага, не обольщать себя обманчивой надеждой на скорую победу: бой с этим врагом бывает тяжелый. Но не надо падать духом. Пусть будут падения — все-таки не унывай. Ребенок, когда учится ходить, падает сотни раз, ушибается, плачет, опять встает и опять падает, но в конце концов все-таки выучивается. Не падение страшно, а страшно оправдание падения, страшна та ложь, которая выставляет эти падения чем-то роковым, неизбежным или чем-то прекрасным и высоким. Пусть, идя по пути к освобождению себя от скверны, к совершенству, мы по слабости и собьемся с него, все же будем всеми силами стараться идти по нем. Не будем говрить, что грязь — наш удел, не будем «философски» или «поэтически» лгать, оправдывая себя, — будем твердо помнить, что зло есть зло, и мы не хотим делать его. Наживин.
5. Борьба с половой похотью — самая трудная борьба, и нет положения и возраста, кроме первого детства и самой глубокой старости, когда человек был бы свободен от нее. И потому взрослому и не старому еще человеку, как мужчине, так и женщине, надо всегда быть настороже против врага, выжидающего только удобного случая нападения.
6. Все страсти зарождаются в мыслях и поддерживаются мыслями. Но никакая страсть не поддерживается и не усиливается так мыслью, как страсть сладострастия. Не останавливайся на сладострастных мыслях, а отгоняй их.
7. Как в пище приходится людям в воздержании учиться у животных — есть только, когда голоден, и не переедать, когда сыт, так приходится людям и в половом общении учиться у животных: так же, как животные, воздерживаться до полной зрелости, приступать к общению только тогда, когда неудержимо влечешься к нему, и воздерживаться от полового общения, как только появился зародыш.
8. Один из самых верных признаков того, что человек точно хочет жить доброй жизнью, это — строгость к себе в половой жизни.
6. Брак.
1. Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 1 — 2).
2. Христианское учение не дает одинаковых правил для всех; оно во всем только указывает то совершенство, к которому надо приближаться; то же и в половом вопросе: совершенство — это полное целомудрие. Всякое же, посредством усилия, большее или меньшее приближение к полному целомудрию есть большее или меньшее исполнение учения.
3. Брак — это обещание двух людей, мужчины и женщины, иметь детей только друг от друга. Тот из двух, кто не исполняет этого обещания, делает грех, от которого всегда ему же самому бывает хуже.
4. Для того, чтобы попасть в цель, надо бить дальше ее. Так и для того, чтобы брак был неразрывен и оба супруга оставались верны друг другу, надо, чтобы оба стремились к целомудрию.
5.Очень ошибаются те люди, которые думают, что совершенный над ними церемониал брака освобождает их от необходимости воздержания в половом общении для достижения и в брачном союзе все большего и большего целомудрия.
6. Если человек будет, как это бывает среди нас, видеть в половом общении, хотя бы в браке, наслаждение, то неизбежно попадет в разврат.
7. Сожительство, последствием которого может быть деторождение, есть истинный, действительный брак; всякие же внешние церемонии, заявления, условия не составляют брака и употребляются большей частью для того, чтобы признать из многих сожительств только одно браком.
8. Так как в истинном христианском учении нет никаких оснований для учреждения брака, то люди нашего христианского мира, чувствуя, что это учреждение не имеет основания в христианском учении, и вместе с тем не видя перед собою, закрытого господствующим учением идеала Христа — полного целомудрия, остаются по отношению к браку без всякого руководства. От этого-то и происходит то кажущееся сначала странным явление, что у народов, признающих религиозные учения гораздо более низкого уровня, чем христианство, но имеющие точные внешние определения брака, семейное начало, супружеская верность несравненно тверже, чем у так называемых христиан. У народов, признающих более низкие, чем христианское, вероучения, есть определенное наложничество и многоженство и многомужество, ограниченное известными пределами, но нет той полной распущенности, проявляющейся в наложничестве, многоженстве и многомужестве, царящей среди людей христианского мира и скрывающейся под видом воображаемого единобрачия.
9. Если цель обеда — питание тела, то тот, кто съест сразу два обеда, достигнет, может-быть, большего удовольствия, но не достигнет цели, ибо оба обеда не переварятся желудком. Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может-быть, получит много удовольствия, но ни в каком случае не будет иметь главной радости оправдания брака — семьи. Хорошее, достигающее своей цели, питание бывает только тогда, когда человек не ест больше того, что может переварить его желудок. Точно так же и хороший, достигающий своей цели, брак бывает только тогда, когда муж не имеет больше жен, а жена больше мужей, чем сколько их нужно для того, чтобы правильно воспитать детей, а это возможно только тогда, когда у мужа одна жена, а у жены один муж.
10. У Христа спросили: можно ли человеку оставлять жену и брать другую? Он на это сказал, что этого не должно быть, что человек, cойдясь с женою, должен соединиться с ней так, чтобы они двое были как одно тело. И что таков закон Бога, и что то, что Бог соединил, человек не должен разделять.
На это ученики сказали, что жить так с женой слишком трудно. А Иисус сказал им, что человек может и не жениться, но что если человек не женится, то он должен жить чистой жизнью.
11. Для того, чтобы брак был разумным и нравственным делом, нужно: Во-первых, не думать, как теперь думают, что каждому человеку, мужчине и женщине, нужно непременно вступить в брак, а, напротив, думать так, что каждому человеку — мужчине и женщине — лучше всего соблюсти чистоту для того, чтобы ничто не мешало отдать все свои силы на служение Богу.
Во-вторых, смотреть на вступление в половое общение кого бы то ни было и с кем бы то ни было, как на вступление в неразрывный брак. (См. Мф. 19, 4 — 7).
В-третьих, не смотреть на брак, как теперь, как на разрешение удовлетворения плотской похоти, а как на грех, требующий своего искупления, состоящего в исполнении обязанностей семьи.
12. Разрешение для двух людей разных полов жить в браке половой жизнью не только несогласно с христианским учением о целомудрии, но прямо противно ему.
Целомудрие по христианскому учению есть то совершенство, к которому свойственно приближаться человеку, живущему христианской жизнью. И потому все то, что препятствует этому приближению к целомудрию, как разрешение в браке половых сношений, противно требованиям христианской жизни.
13. Когда на бракосочетание смотрят как на освобождение со времени совершения брака от стремления к целомудрию, то брак становится не средством ограничения похоти, а, напротив, поощрением ее. К сожалению, именно так и смотрит на брак большинство людей.
14. Подумайте 10, 20, 100 раз, прежде чем жениться. Связать свою жизнь с жизнью другого человека половой связью — дело великой важности.
7. Дети — искупление полового греха.
1. Если бы люди достигли совершенства и стали бы целомудренны, род человеческий прекратился бы, и незачем ему было бы жить на земле, потому что люди стали бы как ангелы, которые не женятся и замуж не идут, как это сказано в Евангелии. Но пока люди не достигли совершенства, они должны производить потомство, для того, чтобы потомство это, совершенствуясь, достигало того совершенства, которого должны достигнуть люди.
2. Брак, настоящий брак, состоящий в рождении и воспитании детей, есть посредственное служение Богу — служение Богу через детей. «Если я не сделал того, что мог и должен был сделать, так вот на смену мне мои дети, — они будут делать».
От этого-то люди, вступающие в брак, имеющий целью деторождение, всегда испытывают чувство как будто некоторого успокоения, облегчения. Люди чувствуют, что они передают часть своих обязанностей своим будущим детям. Но чувство это законно только тогда, когда соединенные браком супруги стараются воспитать детей так, чтобы они не были помехой делу Божьему, а работниками Его. Сознание того, что если я сам не мог или сама не могла вполне отдаться служению Богу, то я сделаю все возможное для того, чтобы дети мои сделали это, — сознание это дает и браку и воспитанию духовный смысл.
3. Благословенно детство, которое среди жестокости земли дает хоть немного неба. Эти восемьдесят тысяч ежедневных рождений, о которых говорит статистика, составляют как бы излияния невинности и свежести, которые борются не только против уничтожения рода, но и против человеческой испорченности и всеобщего заражения грехом. Все добрые чувства, вызываемые около колыбели и детства, составляют одну из тайн великого Провидения; уничтожьте вы эту освежающую росу, и вихрь эгоистических страстей как огнем высушит человеческое общество.
Если предположить, что человечество состояло бы из миллиарда безсмертных существ, число которых не могло бы ни увеличиваться, ни уменьшаться, где бы мы были и что бы мы были, великий Боже! Мы стали бы, без сомнения, в тысячу ученее, но и в тысячу раз хуже.
Благословенно детство за то благо, которое оно дает само, и за то добро, которое оно производит, не зная и не желая этого, только заставляя, позволяя себя любить. Только благодаря ему, мы видим на земле частичку рая. Благословенна и смерть. Ангелы не могут нуждаться ни в рождении, ни в смерти для того, чтобы жить; но для людей необходимо, неизбежно и то и другое. Амиель.
4. Брак оправдывается и освящается только детьми, тем, что если мы не можем сами сделать всего того, что хочет от нас Бог, то мы хоть через детей, воспитав их, можем послужить делу Божию. И потому брак, в котором супруги не хотят иметь детей, хуже прелюбодеяния и всякого разврата.
5. Среди людей богатых, где дети представляются или помехою для наслаждения, или несчастной случайностью, или своего рода наслаждением, когда их рождается вперед определенное количество, дети эти воспитываются не в виду тех задач человеческой жизни, которые предстоят им, как разумным и любящим существам, а только в виду тех удовольствий, которые они могут доставить родителям. Дети таких родителей воспитываются большею частью так, что главная забота родителей не в том, чтобы приготовить их к достойной человека деятельности, а только в том (в чем поддерживаются родители ложной наукой, называемой медициной), чтобы как можно лучше напитать их, увеличить их рост, сделать их чистыми, белыми, сытыми, красивыми и потому изнеженными и чувственными. Наряды, чтения, зрелища, музыка, танцы, сладкая пища, вся обстановка жизни от картинок на коробках до романов и повестей и поэм, еще более разжигают эту чувственность, и вследствие этого самые гадкие половые пороки и болезни делаются обычными условиями возрастания этих несчастных детей богатых сословий.
6. Для людей, смотрящих на плотскую любовь, как на удовольствие, рождение детей потеряло свой смысл и, вместо того, чтобы быть целью и оправданием супружеских отношений, стало помехой для приятного продолжения удовольствий, и потому и вне брака и в браке стало распространяться употребление средств, лишающих женщину возможности деторождения. Такие люди лишают себя не только той единственной радости и искупления, которые даются детьми, но и человеческого достоинства и образа.
7. Во всей животной жизни, и особенно в рождении детей, человеку надо быть выше скота, а никак уже не ниже его. Люди же именно в этом самом большею частью ниже животного. Животные сходятся самец с самкой только тогда, когда от них может быть плод. Люди же, мужчина с женщиной, сходятся ради удовольствия, не думая о том, будут или не будут от этого дети.
8. Разсуждать о том, благо или не благо рождение детей, не наше дело. Наше дело в том, чтобы исполнять по отношению их те обязанности, которые их происшедшее от нас рождение возлагает на нас.
Забытый путь опытного Богопознания
или Тайна спасения
Извлечения
Потому восточное монашество все внутри, во внутреннем созерцании. И его возраст — возраст седых веков: оно детище древних народов. Его возраст — возраст созерцания конца.
Опыт святых отцов Церкви Православной есть божественный опыт конца тленного, грешного мира; конца смертного образа человеческого, и светлый, величественный, потрясающий опыт начала иного бытия Богоносного; опыт выявления Бога во плоти пришедшего, выявление бессмертного Божественного образа неизреченныя Славы — лика Христова во образе человеческом.
С первых дней христианства и до последнего времени Небесный Свет, озарявший тьму мира сего, исходил из пустынных монашеских келий, где совершалось в лаборатории духа великое тайнодействие, — вещество одухотворялось: грешная телесность — в святую, нетленную плоть, вода слез претворялась в вино веселия вечного.
Там, в огне внутренних скорбей и тайного келейного плача, овеществление духа, его падение в вещественность перегорали окончательно. И из огня сокрушений и плача выявлялось Новое Бытие — вечное, нетленное; раскрывались тайны Царствия Божия здесь, на земле, в светлых ликах нового творения, в ликах святых.
И последние лучи этого келейного света, блеснувшие над землей: преподобный Серафим, старец Паисий Величковский, епископ Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы и др. — озарили грустную землю уже особым трепетным светом: тихим, вечерним, закатным — светом окончательного конца. В этом свете хотя и чувствовалась Небесная Улыбка, но в лучах его трепетала тайная скорбь последних времен, скорбь за грешный, не преображенный мир, идущий к своему грозному, неотвратимому концу.
В этой светлой скорби последних святых почувствовался закат христианства, почувствовался конец мира. Это были последние закатные лучи вечернего света христианства перед грядущим утром нового дня, к которому мы и приблизились.
Ныне же нас покрыла темная ночь. Мы вошли в новую, ночную эпоху. И путь наш без луны и без звезд. Путь наш во мраке. И дойдем ли до врат Нового Бытия? Переплывем ли это бурное море страстей, беснующееся в последних судорогах? Увидим ли радостный берег Новой Земли? И на чем переплывем, когда Апостольский корабль разбит?..
Хотя сам великий Апостол языков, плывший на корабле со своими спутниками, и спасся, но только на обломках от корабля (Деян. 27, 40-44). И это для нас есть сокровенный образ пророческого знамения, бодрящий и спасительный, охраняющий нас от возможного уныния и отчаяния. Крепко держась за обломки, и мы спасемся — по апостольскому слову, и будем выброшены из зыбкой пучины на твердый берег.
Обломками от апостольского корабля для нас служат писания святых отцов. На этих обломках и будем спасаться. Благодатных старцев и духоносных наставников ныне не стало, да их совсем нет — эти слова сказаны еще 100 лет тому назад многоскорбной душой святителя Игнатия Брянчанинова.
Оскудение произошло давно и произошло незаметно. Оскудело монашество изнутри, оскудело умным деланием; с потерею умного делания монашество утратило путь опытного Богопознания. С утратой умного делания монашество утратило право на существование. Подрезаны корни духовного бытия, и жизни не стало. Умное делание было душой монашества. Внешняя телесность без души жить не может. Так и монашество без внутреннего делания прекратило свое бытие. С исчезновением в монашестве внутреннего, недолго продолжалось и внешнее — разлетелось, как прах, взметаемый ветром.
С исчезновением монашества в христианском мире появились грозные признаки конца мира, признаки его неизбежной катастрофы, его окончательного разложения. Ибо монашество было той солью, которая его сдерживала от окончательного гниения. Когда же сама соль потеряла свою силу — миру пришел конец.
Орлиный взгляд святого старца Богослова уже тогда созерцал сквозь чреду времен этот конец, потому он и твердил: Дети, последнее время. Мы же теперь воочию видим истину этих слов, ибо и мы увидели это последнее время, увидели этот конец.
Умного делания в монашестве не стало, и само монашество исчезло. Это и есть существенный признак конца, признак последнего времени. С исчезновением монашества исчезнет и само христианство, останется его внешняя притча.
Но мир без христианства существовать не может. Христианство есть высшая форма развития человека на земле. Христианство есть последнее слово сего мира и начало нового, оно — его душа, его жизнь. С исчезновением души и тело распадется, придет конец.
На наших глазах совершается это великое таинство конца или таинство жатвы, предуказанной Спасителем. Господь сказал: Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь (Мф. 13, 30). Ныне совершается эта таинственная жатва конца; происходит выразительное реальное собирание плевел, их всемирное объединение. Подобного явления в истории человечества не было. Это и есть таинственная жатва конца.
Увидев это пророчественное таинство, остаток христиан должен восклонить свои головы, т.е. поднять вверх, устремить ум к горнему, усилить умное делание, ухватиться за внутреннее, за внимание к помыслам, за невещественное делание святых отцов. Только одно и может спасти от окончательной и неминуемой гибели умной личности человека. Ухватиться за это, как за спасительный обломок от апостольского корабля. Путь нам указан — от внешнего к внутреннему. Кто внутри — тот на правильном пути. Ибо только внутренняя жизнь и есть истинно христианская жизнь, как свидетельствуют о сем святые отцы.
О внутренней жизни или об опытном Богопознании святые отцы создали опытную науку, стройную и совершенную, которая хранится в их Богомудрых писаниях. Эти писания отцами созданы по внушению Духа Божия для последних времен, для нас.
Святые отцы, Духом Божьим провидя, что мы, живущие в последних временах, осиротели: останемся без наставников, без руководителей этому спасительному деланию, оставили нам в руководство несколько опытных, существенно-важных советов в деле усвоения спасения, в деле усовершения себя в молитвенном подвиге.
По святоотеческому разуму в основе опытного Богопознания, в основе опытного усвоения спасения, лежит умное делание или непрестанная покаянная молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Это есть откровенное таинство, неудобь сказуемое. Нет слов на человеческом языке, чтобы можно было полностью изъяснить это таинство. Никакими подобиями и сравнениями не уяснить его. Можно только сказать одно: умное делание есть таинство Богоношения и выявления лика Христова в лике человеческом. Умное делание есть сокровенный путь к ангельскому житию на земле. Умное делание есть забытый монашеством путь опытного Богопознания. В умном делании сокрыты тайны Царствия Божия, в нас сущего, постепенно открывающиеся Духом Божиим только тому, кто вступит на путь опытного усвоения покаяния.
Никакими искусственными пособиями эти тайны не раскрываются. Непрестанная молитва дается непрестанному покаянию. Единственное и верное пособие, которое не повредит легких и не затмит ума, не ввергнет в прелесть — это непрестанная, покаянная молитва, в сокрушении сердца Богу приносимая: Помилуй! Эту жертвенную молитву сокрушения Господь Бог не презрит. Ибо только покаянию отверзаются двери тайн Царствия Божия. И этот путь — незаблудный.
Тому, кто узрел близкий конец, и кто в чувстве сердца узрел и свой близкий конец, неизбежный и неотвратимый, какая молитва может более приличествовать и более удовлетворить, кроме сей краткословной и многовместительной. Кто помышляет о смерти и о скором предстоянии перед Судом Божиим, у того может быть только одна неусыпная забота: прежде конца успеть испросить себе милости у Господа Бога. А потому сия молитва в процессе делания и превращается в немолчный вопль души: Помилуй!
Это делание и есть тот спасительный обломок от апостольского корабля, который нам предложен святыми отцами для нашего спасения.
Ревнующий о спасении своей души от неминуемого потопления да ухватится за него крепким своим усердием и будет спасен. А доброму усердию всегда Бог помощник, имеющий уши слышать, да слышит! Ибо это голос святых отцов, голос Святаго Духа.
Услышьте величие таинства! — так восклицает святой Григорий Палама. Поистине, святоотеческое учение об опытном Богопознании, об умном делании есть величественное таинство. И наука об этом предмете у святых отцов стройна и преславна, достойна чести ума бесплотных ангелов.
Около сорока святых отцов изъясняют это учение в «Добротолюбии» о сем невещественном делании, о делании невещественных горних умов, желая сделать его более доступным для нашего вещественного понимания. И все же оно остается прикровенным и недоступным для «мудрых и разумных» века сего. И только в процессе внутреннего молитвенного опыта постепенно раскрывается его сокровенный смысл, исполненный потрясающего Божественного величия.
Сокровенность умного делания настолько величественна, что слуху и разуму мудрецов от внешнего богословия совершенно недоступна. Ибо «внешним», поглощенным вещественными интересами и не дано знать этих духовных тайн Царствия Божия. Они органически недоступны для них, так же, как для сознания минерала недоступно понятие о жизни цветка. Для этого нужно немногое: камню превратиться в цветок, а человеку — из телесного или душевного возродиться в духовного, пройти через Божественную лабораторию духовного возрождения. Этого не давали ни семинарии, ни академии.
Об этом самом предмете и вел беседу Спаситель с мудрым еврейским богословом Никодимом, не разумевшим сего таинства. Потому Господь и говорил ему: Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 3-6). Для жизни вещественно-тленной, животно-растительной рождает человек; для жизни нетленной, божественной, умно-духовной рождает Бог Своей всемощной благодатью Духа. Невозможное человекам возможно Богу.
До возрождения свыше Духом, душа мертва для жизни духовной, и вся пребывает здесь, на земле, своими помыслами, — так говорит святой Макарий Великий. Понятия духовные для нее недоступны. Ибо душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, — говорит Апостол, — потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).
Сия новая духовная жизнь рождается в купели покаяния и слез для всех, потерявших благодать крещения. Другого пути в Царствие Божие нет. Так говорят все отцы. Вводит в сие таинство покаяния сия маленькая сокровенная молитовка. И человек чудным, непостижимым действием благодати Божией превращается из камня — бесчувственного ко всему духовному — в благоухающий небесный цветок духовной ангельской жизни. Таковы цветы на земле, возродившиеся из камней, облагоухавшие вселенную и поныне благоухающие — это лики святых: преподобная Мария Египетская, Андрей Критский, святитель Николай Мирликийский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский… Им же несть числа.
Все это — нетленные лики, небесные цветы, возросшие на почве умного делания. Как тайну Божества Дух Святый благоволил прикрыть видимой телесностью: тайну Слова — одеждой дебелой плоти, чтобы это было доступно не для праздного любопытного разума, а для подвига веры, — так и писания Богомудрых отцов об умном делании прикрыты таинственными изречениями и намеками. И только вступившим на путь веры и опытного делания постепенно раскрывается их сокровенный духовный смысл в таинстве покаяния.
И все святые только на сем пути и обретали сие умное житие, обретали сие потрясающее благоговение перед Богом, по выражению святого Каллиста, обретали сокровенное бытие во Христе и ангельскую жизнь на земле.
Молитва к Духу Святому
Прииди, Свете истинный!.. Прииди, жизнь вечная!.. Прииди, сокрытая Тайна!.. Прииди, сокровище безымянное!.. Прииди, вещь несказанная. Прииди, лицо, бегущее от человеческаго постижения. Прииди, непрестанная бодрость!.. Прииди, всех спасаемых истинная надежда. Прииди, мертвых воскресение! Прииди, могущий: Ты все всегда делаешь, преобразуешь и меняешь одним только мановением!.. Прииди, вполне невидимый, неосязаемый, неприкосновенный. Прииди, всегда пребывающий, недвижимый, хотя Ты ежечасно весь передвигаешься, и приходишь к нам, лежащим в преисподней, хотя Ты Сам живешь выше всех небес. Прииди, имя вожделеннейшее и чаще всего встречающееся; но сказать о Тебе, что — Ты или знать каков Ты и какого рода нам решительно отказано. Прииди, радость вечная!.. Прииди, венок неувядающий. Прииди, Великого Бога и Владыки нашего богряница. Прииди, опоясание, как кристал прозрачное, и разсвеченное драгоценными каменьями. Прииди, прибежище неприступное. Прииди, царская богряница и священнаго величества десница!.. Прииди. нуждалась и нуждается в Тебе жалкая душа моя!.. Прииди, одинокий к одинокому: виждь я одинок, как видишь. Прииди, Ты отделил меня и сделал меня на земле одиноким. Прииди, Ты сделал, чтобы я нуждался в Тебе, к Которому ни для кого нет доступа. Прииди, дыхание и жизнь моя! Прииди, неизреченный — души моей утешение!.. Прииди, радость и слава и беспрестанная утеха моя. Воздаю благодарность Тебе, потому, что здесь, среди смятения, перемены, кругообращения Ты сделался единым со мною духом и хотя Ты — Бог превыше всего, однако сделался для меня всем во всем. Прииди, Питие неизъяснимое! Ты никак не можешь быть отнят и непрестанно вливаешься в уста души моей и обильно течешь в источнике сердца моего. Сияющая одежда, и демонов попаляющая! Очистительное жертвоприношение! Ты омываешь меня непрестанными и святыми слезами, обильно источаемыми от Твоего присутсвия у тех, к кому приходишь — Ты!.. Возношу благодарность Тебе, потому что днем невечереющим Ты сделался для меня и солнцем по сю сторону заката: Тебе негде скрыть Себя, и славою Своею Ты наполняешь вселенныя. Никогда Ты не скрывал Себя от кого-нибудь, но мы сами всегда скрываемся от Тебя, покуда не хотим придти к Тебе. Ведь, где бы Ты сокрыл Себя, когда нет для Тебя нигде места отдохновения? Или зачем бы Ты сокрыл Себя — Ты, никого из всех не презирающий, никого не боящийся? Сотвори же ныне во мне скинию Себе, кроткий Господи, и обитай во мне, и до смерти моей не отторгайся, не отделяйся от меня, раба Твоего, чтобы и я при кончине моей и после кончины в Тебе находился и царствовал с Тобою!.. — Богом над всеми царствующим. Останься, Господи, и одинокого не оставляй меня, чтобы, когда придут враги мои, которые постоянно ищут пожрать мою душу, и Тебя обрели пребывающим во мне, и совершенно — убежали и не одержали верха надо мною, потому что заметят Тебя, сильнейшего всего, внутри, в униженной душе моей поселившимся!.. По истине, как помнил Ты меня, Господи, когда я был в мире, и как без ведома моего Сам Ты избрал мене и от мира удалил и пред лицем славы Твоей поставил: так тоже и сейчас охраняй меня чрез Свое пребывание во мне совершенно поставленным, всегда недвижимым, чтобы каждодневно созерцая Тебя я, смертный, жил, чтобы обладая Тобою я, нищий, вседа был богатым. Так я буду могущественнее любых царей: и вкушая и испивая Тебя и ежечастно одеваясь в Тебе — буду наслаждаться нерасказуемою утехою благ. Так как Ты всякое благо и всякое украшение, и всякая услада, и Тебе подабает слава, Святой и Единосущней Троице, Которая прославляется во Отце, и Сыне, и Духе Святом и познается, и чтится, и почитается всем собранием верных теперь и всегда и по бесконечности веков. Аминь.
PS: Публикация посвящается 90-летию со дня рождения схиигумена Михаила Лаптева
Два заблуждения ума человеческого
Дорогие дети, целуем в надежде…
Отвечаем на Ваше письмо.
Все ереси или унижали Господа Иисуса Христа, как-то: арианская, несторианская и др. или как бы возвеличивали – монофизитская и монофелитская и др.
Святой Серафим Саровский получил откровение Божие, что все «западники» — епископы православной Церкви Христовой, унижающие имя Иисуса Христа, погибнут. Смотри православный журнал «Душеполезное чтение» 1912 г.
В семинариях и академиях, начитавшись еретической западной богословской литературы, многие епископы и священники стали унижать имя Божие Иисус, сравнивать с простыми именами человеческими, и утвержденную Церковью Христовою молитву Иисусову отрицали и считали ее суеверием и т.п.
Святой апостол Павел, провидя в Духе Божием таких священников, написал: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Я Иисус, Которого ты гонишь, — сказал Господь гонителю Христа Савлу (Деян. 9, 5).
Нельзя отделять имя Иисуса от Самого Господа Иисуса Христа.
В акафисте Спасителю читаем: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!
Святой блаженный архиепископ Феофилакт пишет: Сравнивающие имя Божие Иисус с простыми именами человеческими – суть братия богоубийц. Смотри толкование на первую главу к Римлянам.
Святой Димитрий Ростовский в «Слове на Обрезание Господне» подтверждает то же.
Даже имя Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Церковь Христова не разрешает давать при крещении младенцев, не сравнивает с простыми именами.
В православном катехизисе сказано: Имя Божие свято само в себе.
Святой Симеон Новый Богослов в 62-м слове пишет, что когда мы произносим собственные имена человеков, то эти имена просты и безжизненны, а когда мы произносим имена Божии, то эти Божии имена неотделимы от Бога, как и свет, воссиявший на горе Фаворской при преображении Господа. А потому и дана заповедь Божия 3-я: Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
Имя Божие Иисус одинаково относится к Божеству и человечеству Сына Божия.
Западники, унижающие имя Божие Иисус, возражают, что если имя Иисус Божественное, то почему же оно при произношении в молитве не творит чудес. А разве Иисус Христос, когда ходил по земле, всем творил чудеса? В Евангелии от Матфея – 9 гл. ст. 20 – 22. Многие теснили – толкали Господа, но жена кровоточивая с верою прикоснулась и получила исцеление. В Евангелии от Матфея гл.13 ст. 58 сказано, что Иисус в этом городе не сотворил многих чудес по причине неверия жителей. Имеющий уши слышать, да слышит! – говорит Иисус.
В начале XX века появилась эта богоборческая ересь, которая, унижая имя Господа Иисуса, вызвала другую ересь – имяславскую.
Эта ересь стала как бы превозносить имя Божие Иисус. Имяславцы стали учить, что имя Иисус изначально и предвечно равно Сыну Божию, стали писать акафисты, каноны, тропари одному имени Иисус, а это – замаскированное монофизитство и монофелитство, существующее в Абиссинии, где путешествовал основатель имяславцев.
Западники, унижающие имя Божие Иисус – это замаскированные ариане, а имяславцы – это замаскированные монофизиты и монофелиты.
По учению же Святой Соборной Апостольской Православной Церкви Христовой имя Иисус стало Божественным со времени тайны воплощения Сына Божия от Духа Святаго и Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (Ин. 7, 39).
Эти два заблуждения ума человеческого хорошо поняли два великих иерарха – Митрополит Московский Макарий и Митрополит Киевский Владимир и их единомысленные епископы, которые и постановили передать этот церковный вопрос на усмотрение Вселенского Собора. Смотри «Церковные Ведомости» №20 за 1913 г. и послание Св\ятейшего\ Синода от 18 мая 1913 г.
Еретиков имябожников – имяславцев, которые составляют каноны, акафисты и пр. одному имени Божию Иисус, которые убеждены, что имя Иисус равно существу Божию, — сравнительно очень мало, но западники, «православные епископы» и их сторонники – сознательные и бессознательные враги Иисуса Христа и молитвы Иисусовой, которую они считают суеверием и волшебством, — приписывают имяславие и всем епископам православным и христианам, которые пользуются молитвой Иисусовой для спасения.
Иисус Христос сказал: Нельзя служить двум господам, нельзя служить Богу и маммоне. На основании Евангелия — святые Вселенские Соборы постанавили, что если епископ или пресвитер поступит на какую-бы то ни было государственную службу — работу, хотя-бы и в православном государстве, то да будет извержен.
Некоторые же епископы, желая упрочнить — легализовать свое положение в мире сем, поступили сторожами. охранниками и пр. и вопреки учению Святой Соборной Апостольской Православной Церкви Христовой — будучи лишены всех церковных прав священнодействия — продолжают священнодействовать и таким образом сами себя губят и всех тех, которые имеют с ними общение.
ТОМ ВТОРОЙ
О ПРАВОЙ ВЕРЕ
О ЛИЧНОМ СПАСЕНИИ. Глава магистерской диссертации. ОЛЬХОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ БОГОМУДРОГО Ростов-на-Дону. 2016. 448 с.
Правая вера – второй из трех видов добра, которыми приобретается все прочее добро, – по слову преподобного Марка Подвижника.
Вашему просвещенному вниманию предлагается основная глава магистерской диссертации святителя Антония Михайловского «Православное учение о личном спасении» и его речь перед ее защитой, произнесенная им в Императорской Киевской Духовной Академии по ее окончании вольнослушателем в 1914 году.
Святитель Антоний в совершенной форме раскрыл «на основании Священного Писания и творений святоотеческих православное учение о личном спасении, т.е. о том, в каком смысле и каким путем человек, каждая данная личность получает причастие истинной, вечной жизни». Это самое важное учение, которое имеется в православном богословии.
«Ольховский монастырь» под авторством святителя Антония издается впервые, причем вторая половина этого Богомудрого писания публикуется по подлинной рукописи его келейницы схиигумении Антонии (Сухих).
Это образец благоустройства православного монастыря и спасения в нем, написанный в художественной форме ХIХ века истинным носителем духовного разума – святителем Антонием Михайловским в Буче под Киевом в 1972 году, когда ему было 83 года.
Эта книга адресована МОНАХУ – всякому человеку, понуждающему себя на исполнение Заповедей Божиих Евангельских.
ТОМ ТРЕТИЙ
О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. Дневник православного священника. Ростов-на-Дону. 2016. 480 с.
В начале книги помещены тропарь, кондак и молитва святителю Антонию, а также предисловие архимандрита Нестора (Соменка), профессора Киевской Духовной Академии, доктора богословия.
Терпение встречающихся скорбей – один из трех видов добра, которыми приобретается все прочее добро, – по слову преподобного Марка Подвижника.
Святитель Антоний пишет: «Крепко нужно освоиться с той мыслью, что ныне воспитывают нас для жизни вечной не старцы, а многоразличные скорби.
Скорби – это наши духовные наставники и руководители в молитвенном житии. Посему всякой приходящей скорби нужно кланяться в ножки, как старцу, и с любовию лобызать ее святую руку, нас благословляющую, как старческую».
Эта книга для ежедневного чтения на каждый день года. Святая Императрица Александра Феодоровна взяла ее в ссылку и своей фрейлине пишет: «Каждое утро я читаю книгу, которую ты мне подарила семь лет назад, «День за днем», и очень ее люблю, нахожу много слов утешения».
Книга адресована тем, кто мучается от тягостного бремени своей воли, и не знает, кому ее отдать. Скорби понесут волю каждого, покорно приемлющего их, и управят в Царствие. Ибо нам надлежит спастись многими скорбями (Деян. 14, 22).
ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ
О ВСЕМ ПРОЧЕМ ДОБРЕ
СВЕТ ОТ СВЕТА. Рассказ из истории земной жизни Спасителя. Генофепфа. Отец Арсений. Лагерь. Путь. Дети. КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ БОГОМУДРОГО – Ростов н/Д, 2021. – 512 с.
Все прочее добро приобретается тремя видами добра: молитвой, правой верой и терпением встречающихся скорбей, — по слову преподобного Марка Подвижника.
«Свет от Света» был написан и издан вскоре после окончания семинарии. Список с книги сохранил духовный сын Святителя Антония схиигумен Михаил (Лаптев).
Этот рассказ особенно актуален в наше время, когда Бог судил нам быть свидетелями Его второго пришествия во славе. Он повествует о святых жене-мироносице Сусанне и ее старшем брате великом раввине праведном Гамалииле, учителе апостола Павла. Им Бог судил быть свидетелями первого пришествия Спасителя, и их путь к Нему может служить нам прекрасным образцом Богопознания и спасения. «Всякий, кто призовет имя Божие – спасется, – так Сам Бог призовет», — говорит Святитель Антоний.
«Генофепфа» издается впервые. Рукопись сохранила монахиня Антония, помощница схиигумении Антонии (Сухих), келейницы владыки Антония. Хранящих супружескую верность хранит Сам Бог и вводит их в жизнь вечную, счастливую и безконечную.
«Отец Арсений», по праву, самая популярная современная книга в Православной Церкви. Эта книга о миллионах русских верующих, погибших в ХХ веке. Она рассказывает о страданиях, муках, подвижническом труде и смерти мучеников, пострадавших Бога ради и нас, живущих на земле. Наш долг помнить их и подражать им.
Все эти Богомудрые писания предназначены УЧЕНОЛЮБИВОМУ, которому в немногих словах Святитель Антоний преподает душеспасительное наставление.
«СВЯТИТЕЛЬ АНТОНИЙ БОГОМУДРЫЙ»
ПРИЛОЖЕНИЕ К БОГОМУДРЫМ ПИСАНИЯМ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ
Книга посвящена 45-летию Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, Богомудрого. В нее вошли акафист вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоустому и Антонию Богомудрому, и пьеса по его житию.
В книге 104 страницы, издана в 2021 году, накануне 45-летия преставления Святителя Антония.
ПОСТСКРИПТУМ
Этого не давали ни семинарии, ни академии
«Вера безгранично расширяет пределы невозможного… Вера есть проводник Силы Божией на человека» Святитель Антоний Богомудрый
По воле Божией вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст приняли в свой Собор русского Святителя Антония Богомудрого, архиепископа Брянского (Михайловского; 1889-1976). Этим они показали всему миру, что Святитель Антоний Богомудрый имеет от Бога такую же благодать, как и они. Он также велик пред Богом, как и вселенские учители и святители. Святитель Антоний имеет для Святого Православия такое же великое значение, как и они.
А те, которые отвергают Святителя Антония Богомудрого и его Богомудрые писания, отвергают вселенских учителей и святителей, они отвергают Святое Православие, они отвергают Святую Троицу – Бога Всемогущего. Горе им!
Святитель Антоний Богомудрый – Святитель христиан последнего времени. Без его письменного руководства на единственном пути спасения – делании непрестанной покаянной молитвы Иисусовой – умном делании – спастись нельзя! Не упражняться в молитве Иисусовой – грех! Все другие пути спасения для нас закрыты – это свидетельствует Дух Святой.
Святитель Антоний в своем Богомудром писании «Забытый путь опытного Богопознания или Тайна спасения» пишет: «Сокровенность умного делания настолько величественна, что слуху и разуму мудрецов от внешнего богословия совершенно недоступна. Ибо «внешним», поглощенным вещественными интересами и не дано знать этих духовных тайн Царствия Божия. Они органически недоступны для них, так же, как для сознания минерала недоступно понятие о жизни цветка. Для этого нужно немногое: камню превратиться в цветок, а человеку – из телесного или душевного возродится в духовного, пройти через Божественную лабораторию духовного возрождения. Этого не давали ни семинарии, ни академии».
Вот почему современные священнослужители и отходят от всей чистоты Православия и людей малодушных ведут за собой, идя не тем путем, которым надо идти.
В Богомудром писании Святителя Антония «День за днем. Дневник православного священника» на сегодняшний день читаем его молитву: «Господи, Ты, Который насыщаешь землю живительной влагой, Ты, Который жалеешь безсловесные растения, умилосердись и над моей изнывающей душой, оживи меня, Господи, Духом Твоим Святым, низпошли мне благодатную росу Твоей любви, утоли жажду души моей и не дай мне погибнуть».
Испрашивая Ваших святых молитв, Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Православная Кафолическая Церковь
22 декабря 2021 года/4 января 2022 года
Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок.304)
РАНЕЕ ИЗДАННЫЕ БОГОМУДРЫЕ ПИСАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ
ВАШ БОГОМОЛЕЦ СМИРЕННЫЙ СТАРЕЦ
Священник Владимир Панковец. ВАШ БОГОМОЛЕЦ СМИРЕННЫЙ СТАРЕЦ. Мученическая жизнь и Богомудрые писания архиепископа Антония Михайловского. Азов. 2009
На четвертой странице обложки: могила владыки Антония на кладбище в Украине под Киевом. Буча. 2006
Книга издана под авторством священника Владимира Панковца по благословению его духовного отца — Блаженнейшего Митрополита Владимира, который сказал ему: «Указывайте себя как автора, ибо кто поверит этим фактам (изложенным в книге о жизни владыки Антония — о. В.)».
Это была первая книга с подлинными биографическими сведениями архиепископа Антония Михайловского и его Богомудрыми писаниями.
В книге 399 страниц и 24 иллюстрации.
О ЛИЧНОМ СПАСЕНИИ
Архиепископ Антоний Михайловский. О ЛИЧНОМ СПАСЕНИИ. Основная 4 глава магистерской диссертации «Православное учение о личном спасении» и речь перед ее защитой в Императорской Киевской Духовной Академии в 1914 году. Ростов-на-Дону. 2009. 160 с.
Книга была издана по дореволюционному изданию, сохраненному келейницей владыки схиигуменией Антонией (Сухих). Она сказала: «Эту книгу написал владыка Антоний, когда еще не был священником».
Эта книга о правой вере.
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
Архиепископ Антоний Михайловский. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. Дневник православного священника. Ростов-на-Дону. 2009. 528 с.
Это первое издание под авторством архиепископа Антония Михайловского.
Книга о терпении встречающихся скорбей.
О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Архиепископ Антоний Михайловский. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ. Руководство в делании. Житомир. 2009. 192 с.
Этот Богомудрый труд владыки Антония взят из книги «Ваш Богомолец…» и вошел полностью во вторую часть книги «Забытый Святитель».
ЗАБЫТЫЙ СВЯТИТЕЛЬ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Священник Владимир Панковец. ЗАБЫТЫЙ СВЯТИТЕЛЬ. В 2 ч. — Ч. 1. Жизнь и труды архиепископа Брянского Антония (Михайловского; 1889-1976). Ростов-на-Дону. 2010. 240 с.
Издание книги посвящено 75-летниму юбилею Блаженнейшего Митрополита Владмира.
В основу этого издания положена книга «Ваш Богомолец…», с изложениям новых биографических сведений владыки Антония.
В эту часть вошли: Богомудрые писания «Забытый путь опытного Богопознания или Тайна спасения», «Пособие для исповедания согрешений Господу Иисусу Христу» и другие, а также молитвы, проповедь, стихи и два завещания владыки Антония, опубликованные ранее в книге «Ваш Богомолец…».
ЗАБЫТЫЙ СВЯТИТЕЛЬ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Священник Владимир Панковец. ЗАБЫТЫЙ СВЯТИТЕЛЬ. В 2 ч. — Ч. 2. Труды и письма святителя Антония Михайловского, воспоминания духовных чад. Ростов-на-Дону. 2010. 288 с.
В этой части опубликован самый главный богословский труд владыки Антония «О молитве Иисусовой».
В нее вошли: «Половая похоть», ответы и разъяснения духовным чадам, письма владыки и воспоминания его духовных чад.
ОТЕЦ АРСЕНИЙ
Архиепископ Антоний Михайловский. ОТЕЦ АРСЕНИЙ. Лагерь. Путь. Дети. Ростов-на-Дону. 2010. 284 с.
Издание книги посвящается схиигумении Антонии (Сухих) — возлюбленной духовной дочери, псаломщице, помощнице и келейнице архиепископа Антония Михайловского. Он ей лично говорил: «Я был отец Арсений».
На четвертой странице обложки:
Могила владыки Антония — отца Арсения — на кладбище в Украине под Киевом. Буча. 5 сентября 2009
Схиигумения Антония (Сухих). Оренбург. 22 мая 1976
75-летний юбилей матушки Антонии. Курск. 23 сентября 2004