НОВОЕ

Новые публикации месяца

ИСТИННЫЙ ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ
По Богомудрым писаниям Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, Богомудрого
15-ые Антониевы аскетические чтения. Доклад
Невозможно прийти к Отцу Небесному в жизнь вечную, не имея истинного духовного отца в этой временной, земной жизни. Кто такой истинный духовный отец – действительный учитель истины Божией, где его обрести и как к нему относиться? – на все эти вопросы, исключительно важные в последних временах, уповая на Всемогущего Бога, мы и постараемся ответить.
Для этого мы обратимся к Богомудрым писаниям Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, Богомудрого, написавшего Духом Святым руководство в делании молитвы Иисусовой – руководство в спасении. Это единственный путь спасения для нас, все другие пути закрыты, — так говорят все святые отцы.
Вселенский учитель и Святитель Антоний Богомудрый, архиепископ Брянский в своем Богомудром писании «О молитве Иисусовой. Руководство в делании» пишет: «Святые отцы и учители, и делатели истинного покаяния, желая следовать за Христом, как единым могущим спасти, и брань вести согласно сказанного выше силою имени Господа, для сего всегдашнее оружие избрали себе от Духа Святого изложенную молитву Христу Господу Иисусу, отдавая ей преимущество.
Все существующие в святой Православной Церкви молитвы действительны и спасительны, но молитва Иисусова всегда привлекала умы спасающихся к себе, содержащей словеса имени Господа Иисуса и слова кающегося грешника: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Святитель Антоний замечает: «Некоторые из святых отцов делание молитвы Иисусовой наименовали трезвением. Она должна быть неотъемлемой сутью всего монашества, да и мирянам, и вообще всем, семейно живущим, ее нужно читать, так как памятование Бога неотложно нужно всем».
Святитель пишет: «Имеется великая нужда, дабы при делании сей и истинно-духовно совершаемой молитвы имелся опытно знающий, включительно и зрительную духовную молитву, учитель-старец, который бы от своих опытов мог свободно и безбедно проводить ум и душу во всех искушениях. Искусный опытно знает какие искушения и в какое время могут посещать спасающегося, и он всякое искушение предупредит наставлением и укажет, как и что делать следует ему, дабы избегнуть неправомыслия. Опытный может пояснить, как распознать диавольские хитрости, когда он подходит под видом добра с правой стороны».
Святитель Антоний строго обличает тех, кто отрицает духовное руководство в делании сего величайшего христианского православного мышления. Он поясняет: «До всецелой преданности в волю Божию, каковая получается по очищении ума от помрачения, а души – от страстей, человек живет мудростью–знаниями ума плотского, в не духовно еще, хотя бы он знал всю теорию христианского богословия и был великим в очах человеческих. Таковой нередко запутывается в сетях прельщения ума плотского, а что хуже, то он истинных носителей разума духовного считает неправомыслящими, себя же усматривает в истине.
В таковом положении оказываются и молящиеся по молитвеннику, они делателей истины и разума считают прелестными и невеждами, сами суще и прельщены и невежды, а в своих злых мудрованиях стоят твердо, и шествие их не к спасению, а от спасения».
Святитель с глубокой печалью пишет: «Так сие великое делание из деланий остается неделанным, а вместе с ним приходит в изгнание и разум неба, явленный на земле Христом: возсия мирови свет разума, и пение Господу разумное оставляется, истина возвращается в небесное.
По престании пения разумного, небеснаго на земле человечество все мирно снова погрузится в ту тьму ума, в которой оно было до пришествия Христова, и заслуги Христа от человечества удалятся. И никто уже не сможет тогда волю Божию исполнить вполне.
После того как Бог славился разумно и разум отойдет в небесное, тогда люди будут славить Бога, но славить будут только языком – язычно, а язычному славлению Бога, как не истинному, а с сомнениями, долго не продержаться, сие последнее без разума сердца не возжигает, а угашает».
Следует заметить, что это угашение сердец происходит на наших глазах, оттого войны, убийства и прочие бедствия.
Святитель Антоний и написал свое величайшее Богомудрое писание «О молитве Иисусовой», «имея всякое желание, дабы Бог славился разумно, и слава сия Богу не земле всячески продолжалась, делатели же, уготовляющие свои сердца в жилище Богу на разумное с Ним жительство, не уменьшались в численности, а увеличивались».
Богомудрыми писаниями Святителя Антония Михайловского Бог даровал всему миру христианскому истинного Духовного Отца, «дабы все хотящие прославит Бога истинно-разумно, шествуя по стопам Господа, и сие делать пожелали бы деланием молитвы Иисусовой».
А вот что еще пишет Святитель Антоний о наставниках в сем делании: «Опытные наставники зело редце, но благодатью Господней еще сохраняются, еще существуют и до нашего времени. Поищи опытного усердно, проси у Бога со слезами, дабы Он указал такового, знающего незаблудный путь покаяния.
Но помни, брат или сестра, что искать чудотворца на внешнее никако не следует, нет, а поищи его, знающего истинно-духовную жизнь и духовную брань, имущего разум духовный, так как таковой ведает – прозрел в тайны Царства Небесного – добродетельного жительства – внутрь нас Царства Божия суща. Таковой всякое искушение прошел, и всякая лесть сатаны со всем, еже во власти диавола, бе пред умными очами мужа сего духовного. Таковой всякую тяжесть сердечную, бывающую от страстей, волнуемых диаволом, знает и помочь во всякой тяжести и скорби может, и из всякой тяжести, смущением рождаемой, извлечет, лишь только имей твердую веру таковому, веру по подобию Богу, так как он водствуется Самим Богом.
Аще такового Бог укажет тебе, обрящеши, прилепись к нему всем сердцем твоим, и не дерзни когда-либо изменить его или преслушати его слова, имей его как Самого Христа и знай, что святые отцы о сем сказали так: Аще увидеши своего духовного учителя-отца спяща или лежаща, ядуща или пиюща, беседующа или ино что творяща, по твоему малодушию не должен ты соблазнитеся, так как он за его дела угоден бывает Богу и подобная ему не вредит.
Строго знай, что судия дел твоих он, а не ты его; ты имеешь в нем нужду, а не он в тебе. Он несет немощи твои и терпит твое своеволие, и ты бываешь ему в тягость, каковую он несет по любви к тебе. В нем, пришедшем к истинно-духовному разуму, действует Сам Бог, обитая в сердце его, а воля его всегда бывает угодна Богу, так как живет он волей Божией.
Он, подобно святым апостолам, устрояет дело спасения человеков. Не желаемое только принимай от него, а вообще все, что скажет он, принимай, храни и исполняй, как незаменимую ценность. Обличения и колкости принимай от него и всякое стеснительное воли твоей принимай с охотою, так как он сим врачует язвы души твоей, и умерщвляет волю твою, воскрешает ум и душу твою от смерти греховной.
Таковой непрелестный, он свой ум и душу вокресил от смерти греховной, за его доброе произволение, силой Божией. Таковой сердце свое очистил от страстей и от диаволов, и уготовил сердце свое чистое на безысходное в нем Триединого Бога жительство: … к нему приидем и обитель у него сотворим, со Отцем и Духом.
Он есть мудрец из мудрецов, философ изряден, хотя бы во внешних науках не научен. Он богослов истинный, богословствующий непрестанно, ибо он живет Богом и по Божии.
Так указано святыми отцами с похвалою быть под руководством опытного, и не иметь о себе печали ни единой, а лишь исполнять все указанное безпрекословно.
Ты же, руководитель и отец к мудрости и в мудрости духовной, проверь первее себя самого и действительно яви: имеешь ли ты разум истинно-духовный? Разум, засвидетельствованный всесвидетельствовами в тайне Духом Святым; разум, утвержденный всеутверждением от Бога, дыбы тебе было можно с полным миром души своей в Боге и с Богом живущей, безбедно и с пользой научать чада духовные, к тебе обращающиеся, водствуя их незаблудно по тернистому пути покаяния, к мудрости истинной духа.
В случае, ты, наставниче, не имеешь истинного разума, а имеешь истинное ведение, бываемое по всецелой преданности в волю Божию, то и тогда можешь руководствовать чада по пути покаяния, а в делании мудрости истинно-духовной руководствуй лишь сам себя, других же в сем руководить устранись, так как не пришел еще в разум.
Не имеяй ни ведения истинна, ни тем больше разум сущих Божий, руководить других не может и премного опасно. Ибо шествующий в покаянии еще не достиг спасения. Сам в пути и в неизвестности – нередко извращает истину на ложь, а ложь именует истиной.
Таковой, не имея истинного знания, руководить не может, хотя бы по внешности он был богослов – образован: он сам всегда находится под влиянием владычественной страсти, он сам в страстях; как же может от страстей избавлять? Таковой, не разумевающий истины, не пользу дает человеку – ученику, а великое препятствие творит ему.
Таковые считают себя достойными руководителями, а бывают на погибель и препону спасающимся. Что хуже, то таковые действительных учителей истины Божией считают прелестными, отвлекают от опытных и разумеющих, будучи сами прельщены всякой страстью, не вышедшими из прельщений прелестью греха.
Брат или сестра! В случае поисков, много и много умоляя Бога даровать тебе такового, не обрящеши и не получишь сего, таковые зело редцы, поиска всяко, сюду и сюду, семо и семо, и никако не обрящеши, не отчаивайся – не возможная человеком возможна суть Богу. Делай согласно указанного, помогающу Богу, положив твердое намерение никако не отступать от избранного пути делания, твердо веруя, что Господь близ призывающих Его».
Немного ранее Святитель Антоний в своем Богомудром писании «О молитве Иисусовой» пишет: «Сам во всем, выше и ниже списанном, имел великую нужду, нуждаясь буквально во всяком слове, здесь помещенном в писанном, желал бы жаждущим и нуждающимся предложить».
Святитель в своем Богомудром писании «Забытый путь опытного Богопознания или Тайна спасения» пишет: «О внутренней жизни или об опытном Богопознании святые отцы создали опытную науку, стройную и совершенную, которая хранится в их Богомудрых писаниях. Эти писания отцами созданы по внушению Духа Божия для последних времен, для нас».
Он пишет: «Опытных старцев давно нет, а духоносных наставников сокровенному житию во Христе не стало. А святые отцы говорят, что без опытного наставника этим деланием спасаться нельзя.
Что же нам делать? Как быть? И вот дивный Бог в Своей Премудрости, устами тех же старцев, древних молитвенников, предвозвестил о нас весьма утешительное слово, что нашими духоносными наставниками в последних временах будут Богомудрые писания святых отцов, по слову старца Паисия Величковского, и всевозможные скорби, по слову аввы Исхириона. Скорби и будут нас воспитывать для Царствия Божия и усовершать в умном житии. Ибо умная молитва лучше возрастает и крепнет в нас тогда, когда мы всякую скорбь претерпеваем с благодарностью».
Святитель продолжает: «Крепко нужно освоиться с той мыслью, что ныне воспитывают нас для жизни вечной не старцы, а многочисленные скорби.
Скорби – это наши духовные наставники и руководители в молитвенном житии. Посему всякой приходящей скорби нужно кланяться в ножки, как старцу, и с любовью лобызать ее святую руку, нас благословляющую, как старческую».
Святитель Антоний пишет о святителе Игнатии Брянчанинове, но все эти слова Дух Святой относит к нему самому: «И необходимо взять себе в руководство Богомудрые писания благословенного святителя Игнатия Брянчанинова, который сам опытно прошел по умному житию и описал его с поражающей отчетливостью и ясностью. Он был одарен великим благодатным даром умно жить и умно, и ясно изъяснить это сокровенное житие, совершенно недоступное разуму теоретическому. В этом Божественном деле лучший учитель – собственная практика, личный опыт.
Спасающимся лучшего наставника умному житию не отыскать во всей святоотеческой литературе. У всех святых отцов писания о сем предмете прикровенны. Епископ Игнатий благоговейно снял эту прикровенность своей молитвенной, многоскорбной жизнью и уяснил отцов до предельной ясности для нашего невежественного понимания.
Всем спасающимся в последних временах святитель Игнатий своими Богомудрыми писаниями дан в наставника Самим Духом Божиим. Его писаниями, как писаниями духоносными, можно руководствоваться, без всякого сомнения, всякому идущему путем внимания, и они управят на истинный путь Царствия Божия.
Святитель Игнатий с удовлетворительной полнотой уяснил апостольскую заповедь, она же заповедь Господня: А что вам говорю, — сказал Господь, — говорю всем: бодрствуйте. А святой апостол поясняет: Непрестанно молитесь».
Святитель Антоний Михайловский в своем Богомудром писании «Советы духовного отца и матери» пишет: «18. Люби Господа и духовного отца своего, и они возлюбят тебя и просветят сердце твое. 24. Помни всегда Христа и духовного отца своего, и сохранишь себя молитвами их. 44. Открывай уста для беседы с отцом своим и для Слова Божия. 45. Не преклоняй уха твоего к речам против духовного отца твоего и беги от тех, кто не любит его и говорит против него, чтобы не прогневался Господь и не изгладил тебя из книги живых Агнца Христа. 55. В деле спасения крайне опасно следовать своим мыслям и рассуждению. Обязательно надо благословение духовного отца. 56. Берегись осуждать других, особенно духовного отца».
Следует заметить, что сейчас общепринято считать духовными отцами священнослужителей, но вот что пишет Святитель Антоний в своем Богомудром писании «Мысли и советы духовного отца»: «В церквах священники и епископы: 1) истинно верующие, но их очень мало, они в гонении у власти и их трудно найти; 2) теплохладные – они могут воспринять любое приказание власти; 3) неверующие – ради кармана и наживы; 4) безбожники и предатели, служители власти».
Святитель в своем Богомудром писании «Завещание до смерти и после смерти», написанном схиигумении Антонии Сухих, пишет: «8. Внемли: Внушением Божиим молитва на исход души Господу и Его Матери и канон испрашивания слез покаяния вменяется тебе и всем преподобящимся (благочестивым – е. А.) в ежедневную обязанность, как послушание старцу своему. Сие да будет неотменным на всю жизнь и до кончины моей и по кончине твоей».
Здесь следует нам заметить, что читая ежедневно исходный канон с испрашиванием слез покаяния, как послушание старцу своему, мы становимся его духовными чадами, а он – нашим духовным отцом. Святителю Антонию было Божие откровение, что кто будет ежедневно читать исходный канон, то тот по упокоении не будет задержан бесами на мытарствах, бесовских стражах, а придет к Богу. Какая великая милость и честь дарована нам Всеблагим Богом!
Общий вывод доклада таков: всем жаждущим жизни вечной в Царствии Божием необходимо стать на единственный путь спасения – делание молитвы Иисусовой, взяв себе в руководство Богомудрые писания Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, Богомудрого – своего духовного отца, и принимая всякую приходящую скорбь с благодарностью Богу, кланяясь ей в ножки, как старцу, и с любовию лобызать ее святую руку, нас благословляющую, как старческую.
Свои письма он подписывал «Ваш Богомолец Смиренный Старец». Духом Святым он именуется вселенским учителем и Святителем. Вот наш истинный Духовный Отец, данный нам Богом! Обрети его Богомудрые писания с душеспасительными наставлениями о молитве, правой вере, терпении встречающихся скорбей и всем прочем добре! Усердно исполняй написанное в них и спасешься! Помоги же Господи, начинай!


Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь


23 августа/5 сентября 2024 года
Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сщмч. Константина Розова, Великого Архидиакона (прославление 2022)

 

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА
Блаженной памяти Владимира Николаевича Осипова
9 августа 1938 года родился Владимир Николаевич Осипов.
Минуло почти четыре года после упокоения одного из постоянных авторов известных публикаций на Русской Народной Линии, выдающегося православного общественного деятеля, талантливого русского мыслителя – государственника, писателя, академика, историка.
Памяти нашего незабвенного усердного труженика православного движения России, наставника и друга сегодня посвящаем строки из книги «День за днем. Дневник православного священника» на 29 октября старого стиля, забытого в богоборческие годы Святителя Антония (Михайловского), архиепископа Брянского, которого при жизни Владимир Николаевич Осипов почитал как святого угодника Божия, о чем выступал на собраниях мирян и писал в своих статьях, открывая православной России житие и труды забытого Святителя.
«Мы все исполняем на земле дело, порученное нам Богом. Каждому из нас дан талант для известного употребления. Самая жизнь наша и всё, что нам дано с нею, есть талант, нам вверенный. Жизнь наша нам не принадлежит, она не для того посылается нам, чтобы только прожить беззаботно и в довольстве несколько лет на земле; нет, мы должны будем после смерти дать отчет в употреблении жизни Тому, от Кого её получили. Наше дело “употреблять в оборот” все то, что мы имеем, чтобы ничего не пропало.
Часто говорят о важности смертного часа. Но и жизнь сама по себе такое же великое и важное дело. Умирая, мы возвращаем в руки Божии Его дар – жизнь, и если мы прожили достойно, смерть есть победа, освобождение души от телесных, земных уз, пробуждение к новой, полной, истинной жизни. Великая задача прожить так, чтобы все дары Господни были пущены в рост и чтобы в день суда мы могли бесстрашно встретить всевидящее око Господа и дать отчет в употреблении всего полученного нами при нашем рождении».

Ирина Юрьевна Чепурная, адвокат, правозащитница, публицистка