Благословение Владимира, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины

Благословение Владимира, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины
Забытый Святитель” написана о человеке, которого знают и любят разве что духовные чада и те, не многие православные христиане, которые с детства приобщены к Божественной Сокровищнице Таин Божиих, Церкви Христовой, которая была, есть и будет Телом Иисуса Христа Сына Божия и Сына Человеческого. Это – архиепископ Антоний (Михайловский,1889-1976).
Сведений о жизни владыки Антония сохранилось весьма мало, и то благодаря лишь его личным письменным наставлениям, либо воспоминаниям чад духовных.
Духовная жизнь Богомудрого Старца-Святителя целиком и полностью укладывается в очень узкое духовно-аскетическое русло тех Святителей Древней Церкви и Учителей восточно-христианской аскезы, лучшими продолжателями которой были афонские исихасты, греческие колливады, русское старчество, в особенности, когда во главе последних стали такие Святители-подвижники как святые Тихон Задонский, митрополит Филарет Амфитеатров, епископы Игнатий Брянчанинов и Феофан (Говоров), Затворник Вышинский.
Путь христианина труден и высок, в том числе, подвижнический путь священнослужителя Церкви Христовой, в обязанности которого входит не только забота о личном спасении, но и духовное попечение о своих пасомых, для которых священник должен быть солью Земли и светильником духа, души и тела.
Особенно труден путь православного архипастыря, который, хотя и в большей степени, чем путь священника-пастыря, может быть смело уподоблен гефсиманско-голгофскому пути нашего Господа и Спасителя, когда ежедневно, а иногда и каждый час, душа святителя, его сердце, обливается кровью, болью и страданиями за каждый грех, за каждого грешника – грешницу, что равносильно каждодневному мучению и смерти.
Архиепископ Антоний всю свою сознательную жизнь посвятил Богу, Церкви и людям. Смысл и цель жизни каждого из нас, как понимал наш Богомолец и Смиренный Старец, заключаются в ежедневном духовном подвиге, молитве и смирении.
Именно молитва и смирение, вера и покаяние, надежда и Любовь способны и совершают великие знамения и маленькие чудеса, когда человек мелкий, грешный, морально ничтожный, вдруг, во мгновение ока, помощью Божией и силой молитвы всей Церкви, земной и небесной, преображается в человека духовного, морально устойчивого, совестливого и возвышенно святого.
Особое значение в жизни верующего имеет молитва Господня и молитва Иисусова. О молитве Иисусовой написано много богословских трудов и церковных трактатов. Однако, каждый труд, который приближает нас к Богу, а не заслоняет нам Божье имя, образ Святой Троицы и сущность Божественной Любви, означает только одно, а именно, — они достигли своей высокой цели: ”Спасения”.
В книге “Забытый Святитель” представлены и те крупицы из духовного наследия владыки Антония, которые способны поднять человека на тот высокий и даже высочайший уровень духовного развития, когда верующему открывается путь опытного Богопознания, когда православный христианин уходит от иллюзий псевдорелигиозности и ложного мистицизма, а приближается к Тайне спасения.
Говоря о восточном монашестве, архиепископ Антоний писал: ”Опыт святых отцов Церкви Православной есть божественный опыт конца тленного, грешного мира; конца смертного образа человеческого, и светлый, величественный, потрясающий опыт начала иного бытия Богоносного; опыт выявления Бога во плоти пришедшего, выявление безсмертного Божественного образа неизреченной славы – лика Христова во образе человеческом”.
Присматриваясь к противоречивому, трагическому и кровавому ХХ-ому веку, полная история которого еще не написана, мы видим, что личная трагедия и собственное горе многих живущих в столетии нынешнем, своими корнями, скальпированной душой и кожей, семьи и общества, еще долго будут болеть, стонать, кровоточить и напоминать.
Богословские труды и мученическая жизнь Старца-Святителя всегда будут востребованы и актуальны, так как раскрывают тайну нашего спасения через молитвенный труд и христианский подвиг, а молитва Иисусова является наиболее верным и совершенным руководством в деле нашего религиозно-нравственного совершенствования.
См.: Священник Владимир Панковец. Указ. соч. Ч. 1. С. 5 — 7.

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.