ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО ВЛАСИЯ ПЕРЕГОНЦЕВА, СХИАРХИМАНДРИТА БОРОВСКОГО

ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО ВЛАСИЯ ПЕРЕГОНЦЕВА, СХИАРХИМАНДРИТА БОРОВСКОГО
Вселенский учитель и Святитель Антоний Богомудрый, архиепископ Брянский в своем Богомудром писании «Советы духовного отца» пишет: «Тайна благочестия – Бог явился во плоти, а тайна диавольского беззакония — отрицание Иисуса Христа – Спасителя, Искупителя, пришедшего во плоти спасти человечество».
Схимонахиня Михаила, бабушка отца Власия, и открыла ему эту тайну благочестия еще в раннем детстве. Так родилось горение его души во славу Божию, а идя путем делания непрестанной покаянной молитвы Иисусовой, он был храним Богом, и всю свою жизнь посвятил Ему, став духовником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и всемирно известным старцем.
Вот его краткое жизнеописание. Отец Власий, в миру Анатолий Владимирович Перегонцев, родился 8 февраля 1934 г. на Смоленщине в верующей семье. «Меня мать родила в 56 лет. В подполье я родился, куда мать полезла за картошкой. Вот моя жизнь и протекла в подполье», — рассказывал о себе батюшка, говоря о многолетних скорбях и гонениях, которые он претерпел за веру в Бога.
Он вспоминает: «С детства меня дразнили и обзывали монашенком и попенком, потому что бабушка моя была монахиней – схимонахиня Михаила. Мама меня не любила, отчим не желал признавать, и я жил у бабушки – монахини. Мне хотелось бегать и играть, как все, а она подзовет и скажет: «Иди-ка, милый голубь, присядь со мной», — и от себя не отпускала. Благодаря только ей я выбрал для себя монашескую жизнь. Хотя горение, желание служить Богу было во мне с детства, но настоящей духовной жизни научила меня моя любимая бабушка Михаила. Она всегда мне говорила: «Без Бога — не до порога. Трудно тебе будет в жизни, внучек, иди всегда к храму, иди к Богу, и Бог тебя никогда не оставит».
Рано столкнулся с нуждой, после семи классов пошел работать на тяжелые физические работы, а затем поступил в Смоленский медицинский институт. Ходил в Свято-Успенский собор, прислуживал в нем. Его девушка проследила за ним и доложила в ректорат. Судили курсом, потоком: «Как он может поменять белый халат врача на черную рясу?!» Началось гонение, настоящая травля, пришлось покинуть институт. Его объявили во всесоюзный розыск как опасного преступника, и он ушел в подполье.
Бог его не оставил, а привел в Тамбовскую область, в город Козлов, где он обрел духовного отца – иеросхимонаха Илариона Рыбаря, старца-духовника монастыря Флора и Лавра в Закарпатье, куда они вместе и приехали. Был его келейником, научаясь от него монашескому деланию и умной Иисусовой молитве, через пять лет принял иночество.
О своем старце вспоминает: «Он много претерпел за Христа, в ссылке был 11 лет. Он рассказывал мне, что в лагере в дни святых праздников они, сосланные монахи и священники, отказывались работать. Их загоняли в ледяную реку и держали целый день под дулами автоматов, пока не одумаются. И Дух Святой их согревал, и они не чувствовали холода». Позже от этих мучений он сильно страдал. «Он испытывал страшные нечеловеческие муки, но никогда не жаловался, не роптал, стойко все переносил и только говорил: «Слава Богу за все». Своих мучений он никому не показывал, терпел, всегда был радостен, весел и приветлив. Он принимал народ, имея к нему безграничную любовь, доброту и сострадание». Отец Власий все эти добродетели и дар старчества принял от своего старца, который блаженно упокоился на его руках. Начались гонения, монастырь закрыли, и он вернулся в Смоленск.
Епископ Гедеон (Докукин) принял его, направил в родной собор, рукоположил в иеромонахи и взял с собой в Новосибирск, куда его перевели. Отец Власий служил в Тобольске, в Покровском соборе. Господь вел его святым путем скорбей и привел в Калужскую епархию.
Тяжело заболел и на Белгородчине тайно принял великую схиму от известного подвижника благочестия архимандрита Серафима Тяпочкина. «Отец Серафим сказал, что схима будет моей крепостью, броней духовной от врагов. В то время я был в скорбях, гоним был», — рассказывал отец Власий.
С 1991 г. стал духовником Пафнутьева монастыря, заболел и в 1998 г. уехал на Афон. «Шесть лет я молился на Афоне в Ватопедском монастыре у иконы Божией Матери «Всецарица», — вспоминает он. По воле Божией вернулся в свой монастырь и начал принимать людей. С четырех утра и до девяти вечера его келлия открыта и к нему приходят люди. «Ко мне приходят сотни людей со своими болями и бедами. А я и сам больной. Когда стал пропускать через себя, через свое сердце чужую боль – свою перестал чувствовать», — говорит он.
В своей проповеди на праздник Святой Троицы сказал: «И все, что происходит сейчас, в сей день, в нашей стране и в соседней братской Украине, это происходит от того, что люди отошли от Духа Святаго! Так вот, я вам скажу в этот день, хочется сказать, что Русь не погибнет! Почему, потому что до тех пор, пока люди будут ходить в церковь, любить друг друга, любить врагов своих, изгоняющих, распинающих и поношающих, они будут Христовы… Троица Святая, слава Тебе во веки веков, аминь!»
Он нам напоминает: «Победа в Великой Отечественной войне – это выстраданная молитва русского народа. Это была боль русского народа, которую он смиренно принес Богу. Молились все и даже те, кто до этого не хотел помнить о Боге, о вере. Поэтому не дай нам Бог этого забыть. Будем молиться все: и монахи, и миряне, и стар, и млад, чтобы Господь уберег нас от этой страшной беды!»
Старец-духовник утешает: «У России все будет хорошо – над ней простирается благословение Матери Божией».
В 2017 г. в Москве прошли ежегодные Антониевы аскетические чтения и автор жизнеописания Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского преподнес его Богомудрые писания в дар отцу Власию, а он прозорливо Духом Святым надписал ему свою книгу: «Всечестному отцу иерею Владимиру с огромной благодарностью и уважением с просьбой св. молитв. + схиархимандрит Власий (Перегонцев) 7.09.2017 г. св. Пафнутьев м-рь». Своей святой жизнью и он утверждал, что «Россия спасется творчеством» — обновленной православной верой на основе умного делания или непрестанной покаянной молитвы Иисусовой, и Православие из России возсияет всему миру Богомудрыми писаниями вселенского учителя и Святителя Антония Богомудрого.
4 ноября 2021 г., на празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.) блаженно упокоился и похоронен на братском кладбище святого Пафнутьева монастыря. Он завещал:
«Когда тебя достанет лихая жизнь,
Не суетись, не сетуй – помолись.
Прочел молитву – как отворил окно,
И Бога в небе зришь – и сердцу не темно».
По воле Божией определяем:
1. Прославить в лике святых преподобного Власия Перегонцева, схиархимандрита Боровского.
2. Ежегодную память ему надлежит праздновать по старому стилю в день его блаженной кончины 22 октября и в день его прославления 3 октября.
3. Составить ему житие, а также службу и акафист, написав икону, почитая его честные останки мощами, установив их, по поднятии, для поклонения верующих.

Тропарь, глас 4: Рожденный на Смоленщине и воспитанный в благочестии, /от юности избрал монашество / и стяжал в сокровищницу души своея добродетели, / став по милости Божией старцем святыя Пафнутьевы обители, / народа Божия Святыя Руси.
Кондак, глас тот же: Ведая тайну благочестия – явление Бога во плоти, / и идя всегда к Богу, / обрел еси дух радостен, весел и приветлив; / принимал люди, имея Божию любовь, доброту и сострадание, / пропуская чрез свое сердце чужую боль и свою преста чувствовати; / отче Власие, моли Господа Иисуса Христа спастися душам нашим.

Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь

Воскресенье. 3/16 октября 2022 года. Священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1928).

 

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.