ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА АДЕЛЬГЕЙМА, НОВОМУЧЕНИКА РОССИЙСКОГО

ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВЛА АДЕЛЬГЕЙМА, НОВОМУЧЕНИКА РОССИЙСКОГО

Святитель Антоний Михайловский, архиепископ Брянский, Богомудрый в своем писании «Мысли и советы духовного отца о вечном спасении» пишет: «Если существо отдает себя воле Божией, тогда эта «самость» становится ярким изображением образа Божия – внутренним его содержанием – жизнью истинной; осуществляется неразрывное, неслиянное единство свободной твари с предвечной Софией – это Богочеловеческий исторический процесс.
Если же свободное существо идет против Софии – Богочеловечества, то оно окончательно утрачивает образ Божий и подобие, отсекает себя от полноты бытия в Боге, от вечной жизни в Царствии Божьем. Существо же, окончательно порвавшее связь с Богом, с вечной жизнью, становится существом безсамостным, призраком: 666».
Павел Анатольевич Адельгейм отдал себя воле Божией и Бог даровал ему истинную жизнь и венец священномученика, а те, которые гнали и убили его, жили по своей воле, сатанинскому вою, отсекли себя от полноты бытия в Боге, от вечной жизни в Царстве Божьем. Так и сейчас: мы или с Богом, или против Бога, третьего не дано.
Вот его краткое жизнеописание. Он жил в Святой Руси, когда ее распинали воинствующие безбожники великого отступления от веры в Бога. Родился 1 августа 1938 г. в Ростове-на-Дону в семье русских немцев. Отца расстреляли, мать арестовали, его отдали в детский дом. Когда мать сослали в Казахстан, то он уехал с нею. В Караганде Бог даровал духовного наставника, святого преподобного схиархимандрита Севастиана Фомина, исповедника (1966; память 6 апреля ст. ст.), который в молодости был келейником у преподобного Нектария Тихонова, старца Оптинского (1928; память 29 апреля).
Отец Севастиан наставил его в молитве Иисусовой, произносимой устно, непременно по четкам, в определенном количестве – это был путь Оптины или Тайна спасения всех святых. Этого не давали ни семинарии, ни академии. Он вспоминает: «Это действительно был замечательный пастырь, и общение с ним привило меня в храм навсегда. Мое решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. С тех пор мое сознание нашло точку опоры в Промысле Божием. Тайна Промысла открывалась мне в жизненных обстоятельствах. С тех пор Промысел Божий строит мою судьбу, а я только принимаю ее с благодарностью Богу».
Он в 15 лет решил, что хочет стать священником, в дневнике написал: «Хочу послужить людям, изжить в себе эгоизм, хочу, чтобы людям со мной было хорошо, хочу их любить…»
Из Казахстана Бог привел его в Киев к родственникам отца. Стал послушником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Он жил в монастыре в келье строгого монаха игумена Феодосия Сердюка, регента правого хора. Ему дали послушание чтеца. Он вспоминает: «Читать приходилось много, постоянно, это не было обременительным, напротив, я пристрастился к чтению и выполнял свое послушание с радостью».
В 1956 г. поступил в Киевскую духовную семинарию. Вспоминает: «Атмосфера монастыря, чтение Патериков и Житий, общение с иноками воспитали во мне благоговейное отношение к монашеству, и я предполагал для себя монашеское будущее до самого конца учебы в семинарии. Но Промысел Божий указал мне другой путь». После третьего курса «по политическим мотивам» отчислили из семинарии.
Бог хранил его и даровал ему благочестивую жену Веру, о которой ему сказал преподобный исповедник Кукша Одесский (1964; память 16 сентября). Они жили трудно, но счастливо. Он был рукоположен во диакона для кафедрального собора Ташкента архиепископом Ташкентским Ермогеном Голубевым, духовным сыном святого праведного Алексия Мечева, Московского (1923; память 9 июня).
Заочно закончил Московскую духовную семинарию и академию. В Фергане на старом фундаменте построил храм. Бог принял его ревностные труды и даровал скорби. В 1969 г. оклеветан и осужден к трем годам лишения свободы. В тюрьме его трижды пытались убить, раздробили металлическим колесом подъемного крана пальцы правой ноги, в больнице запретили его лечить. Через месяц началась гангрена, тюремная врач пилой, без наркоза, отрезала ему ногу. Пока было больно, он терпел, а когда стало невыносимо – потерял сознание. Бог хранил и по инвалидности был освобожден.
Служил в Ташкентской и Рижской епархии, где его связывали теплые доверительные отношения с епархиальными архиереями, проявлявшими к нему и его исповедническому подвигу искреннее уважение. Бог даровал ему благодать Духа Святого: в его проповедях каждый слышал то, что было важно именно для него.
С 1976 г. в Псковской епархии. Бог помогал ему, в 1992 г. при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 г. при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов. С этого времени новый епископ, по внушению темных сил, начинает на него гонение, от избытка сердца говорят его уста, он называет книгу отца Павла «сатанинской», ее автора «служителем сатаны».
Эта всемирно известная книга «Догмат Церкви в канонах и практике» вышла в 2002 г. Ее автор, изучая церковное каноническое право и его практику, пришел к выводу, что воинствующие безбожники вошли в руководство Русской Православной Церкви и пытаются разрушить ее изнутри, назначая своих епископов-безбожников и захватывая власть.
20 марта 2003 г. на него было совершено покушение. Его автомобиль потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Скорость была небольшой, и это спасло от гибели. По заключению экспертов авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления.
22 февраля 2008 г. архиепископ епархии бесчинно увольняет его. Гонения резко увеличиваются после мученической кончины святого Патриарха Алексия II (2008; память 22 ноября). Патриарх Кирилл новым Уставом объявляет смерть приходам. Отец Павел один выступает против, его статьи и интервью публикуются в прессе. Он читает лекции по каноническому праву в Московском Свято-Филаретовском институте.
5 августа 2013 г. принял свой венец мученика, убийца воспользовался его гостеприимством, вошел в дом и на кухне, притворившись душевнобольным, ножом ударил его прямо в сердце. Один из самых значительных современных православных богословов митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас, узнав о смерти отца Павла, сказал, что Россия продолжает давать святых мучеников всей Церкви.
Он стал соучастником Бога в Его великой победе над смертью. Отец Павел был убежден, что, если человек честно будет ставить перед собой вопросы и честно на них отвечать, он неизбежно придет к Богу. Он завещал нам: «Бодрствуйте и радуйтесь!»
По воле Божией определяем:
1. Прославить в лике святых протоиерея Павла Адельгейма, новомученика Российского.
2. Ежегодную память ему надлежит праздновать по старому стилю в день его блаженной кончины 23 июля, в день его прославления 5 сентября, воскресенье, 25 января (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской) и в 3-ю Неделю по Пятидесятницы (Собор Псковских святых).
3. Составить ему житие, а также службу и акафист, написав икону, почитая его честные останки святыми мощами, установив их, по поднятии, для поклонения верующих.

Тропарь, глас 4-й: Святое житие твое и слово, священномучиниче Павле, приводили младенцев к вере в Бога и обличали безумие мудрых века сего, ярывшихся вратами ада одолети Церковь Христову.

Кондак, глас 3-й: Воспитаниче старцев Оптинских и шедый путем умнаго делания, полагал житие свое на Промысел Божий, за все благодаря Бога, и освящая Псков, град святыя благоверныя княгини Российския Ольги.

Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь

Воскресенье. 5/18 сентября 2022 года. Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Прмч. Афанасия Брестского (1648). Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских.

Томос

Время отца Павла Адельгейма

 

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.