томос о прославлении святителя иувеналия

ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ СВЯТИТЕЛЯ ИУВЕНАЛИЯ, МИТРОПОЛИТА КУРСКОГО, ИСПОВЕДНИКА РОССИЙСКОГО

«Мы ведем людей не тем путем», — сказал святитель Иувеналий, митрополит Курский, когда прочитал Богомудрые писания вселенского учителя и Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, Богомудрого о забытом пути опытного Богопознания или Тайне спасения – умном делании или непрестанной покаянной молитве Иисусовой – единственном пути спасения, которым спаслись все святые, а ныне забытом и монашеством, и христианством.
Святитель Антоний Богомудрый пишет: «Остаток христиан должен восклонить свои головы, т.е. поднять вверх, устремить ум к горнему, усилить умное делание, ухватиться за внутренне, за внимание к помыслам, за невещественное делание святых отцов. Только одно и может спасти от окончательной и неминуемой гибели умной личности человека. Ухватиться за это, как за спасительный обломок от апостольского корабля. Путь нам указан – от внешнего к внутреннему. Кто внутри – тот на правильном пути. Ибо только внутренняя жизнь и есть истинно христианская жизнь, как свидетельствуют о сем святые отцы».
Христиан последнего века сего, по внушению темных сил, лукаво перевели на внешность, чтобы она собою загораживала внутреннее, и сами епископы приняли внушительную внешнюю светлость, которая абсолютно не соответствует свету жизни о Христе Иисусе. Эту величайшую современную духовную катастрофу, когда священнослужители, забыв о молитве Иисусовой, идут не тем путем, которым надо идти, и людей малодушных ведут за собой, и увидел святитель Иувеналий своими духовными очами и открывает ее всем нам для нашего спасения.
Святитель Иувеналий, в миру Спиридон Алексеевич Тарасов, родился 29 апреля 1929 года на хуторе Большом Мечетном, Семикаракорского района, Ростовской области в благочестивой казачьей семье. Его мать Ульяна в 16 лет вошла в семью своего мужа, которому было 19 лет. В этой большой дружной семье было 22 человека.
Святитель Иувеналий в предисловии к первому изданию своей книги «Проблемы современного православного воспитания» пишет: «В чем причина катастроф и трагедий, постигших русский народ в ХХ веке? Как верующий человек я вижу духовные причины постигших нас бедствий. Такова наша расплата за самый тяжкий грех, который только можно представить – грех богоотступничества.
…Я помню, что когда мне было несколько лет, к нам пришли родственники и сказали, что надо срочно разделиться, иначе раскулачат. В одну ночь мы разделились. Стали ли мы жить лучше? Нет.
Потом арестовали и расстреляли моего отца. И мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было оставаться, и пришлось переехать в г. Шахты.
…Да я часто видел, и не мог не видеть, как часто помогал Господь видимым образом людям, которые обращались к Нему. И может быть, и мой дальнейший путь был предопределен, хотя я и не собирался поступать в семинарию, я хотел поступить в мединститут, но по просьбе настоятеля нашего храма я попробовал поступить в семинарию и поступил».
В 1949 году окончил семь классов школы рабочей молодежи г. Шахты и поступил в Саратовскую Духовную Семинарию. 2 августа 1953 года рукоположен во диакона митрополитом Ростовским Вениамином Федченковым, а 4 августа в пресвитера и назначен в г. Шахты к молитвенному дому в честь Архистратига Михаила.
Святитель вспоминает: «Потом был первый приход, трудности, лишения, гонения. Но самые страшные годы пришлись на начало 60-х. Тогда я потерял семью. И каких усилий стоило мне оставить своих детей с собой, чтобы их не отправили в интернат. До сих пор не могу без ужаса вспоминать, как по решению суда их должны были увезти в интернат. По милости Божией они остались со мной. Я воспитал их. Они закончили Воронежский мединститут, работают врачами, у них по двое детей.
Я до сих пор тяжело переживаю, как в Шахтах требовали от меня отречения от сана. Тогда целый месяц, по 12 часов, сменяя друг друга, допрашивали меня, требуя отказаться от веры. В те дни мне казалось, что я сойду с ума. Но Господь дал мне силы вынести все испытания».
В 1966 году заочно окончил Московскую Духовную Академию, кандидат богословия. 26 июня 1968 года в Троице-Сергиевой Лавре принял монашество. 4 января 1970 года настоятель кафедрального собора города Пензы, архимандрит. 16 ноября 1975 года хиротония во епископа Воронежского и Липецкого. В Воронеже ночью разгружал кирпичи.
Воинствующие безбожники великого отступления от веры в Бога приказали его убить, но Бог хранил его. Будучи архиепископом Иркутским и Читинским, он ехал с водителем на служебной машине, встречный тяжелый грузовик на большой скорости врезался в них, у него были сломаны ребра, вся правая сторона травмирована, пострадал позвоночник. Когда он по болезни лежал, то убийца под видом священника пытался его задушить, но ему помешали и он убежал. Всю жизнь святителю было трудно подниматься и ложиться.
С 26 декабря 1984 года архиепископ Курский и Белгородский, с 1993 года – Курский и Рыльский. В конце 1996 года первым в Русской Православной Церкви приступил к практической реализации православного просвещения учащихся, введя основы изучения православной культуры в Курской области. «В России издревле все зиждилось на Православии – семья, школа, культура, власть», — напоминает святитель Иувеналий.
В 2004 году, 250-летие со дня рождения святого Серафима Саровского, уроженца Курска, принял в свою епархию святую схиигуменью Антонию Сухих, помощницу Святителя Антония Богомудрого, с сестрами из Иосифо-Волоцкого монастыря. По его благословению ими восстановлен Курский девичий монастырь в честь Святой Троицы, основан и построен в Золотухино женский монастырь в честь Алексия, человека Божия.
17 августа 2004 года почислен на покой по состоянию здоровья, принял великую схиму. За 20 лет своего архипастырского служения на Курской кафедре он возродил более 300 храмов, 8 монастырей, среди которых известный всему православному миру мужской монастырь Коренная пустынь, созданный на месте явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Курской-Коренной «Знамение». Блаженно упокоился 13 января 2013 года, похоронен у возрожденного им Знаменского кафедрального собора Курска.
По воле Божией, принимая во внимание его благочестивую жизнь, народное почитание и его чудотворения, определяем:
1. Прославить в лике святых святителя Иувеналия, митрополита Курского, исповедника Российского и включить его в Собор вселенского учителя и Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, Богомудрого.
2. Ежегодную память ему надлежит праздновать по старому стилю в день его блаженной кончины 31 декабря, в день его прославления 15 июля, 19 июля (Собор Курских святых), в неделю перед Рождеством Христовым, святых отец (Собор Святителя Антония Богомудрого) и воскресенье, 25 января (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской).
3. Составить ему житие, а также службу и акафист, написав икону, почитая его честные останки святыми мощами, установив их, по поднятии, для поклонения верующих.
Приложение: тропарь, кондак и молитва.

Тропарь, глас 4-й. Введя первым на малое время в Русской Православной Церкви основы православного воспитания для учащихся Курския губернии, святителие Иувеналие, моли Бога о нас, да дарует душам нашим духовное просвещение и истинное православное житие.

Кондак, глас 3-й. Мужественне исповедуя Иисуса Христа в своем священнослужении, не убоялся еси воинствующих безбожников великаго отступления от веры в Бога, и, читая писания Святителя Антония Богомудраго, возопил к собратием: «Мы ведем людей не тем путем», указуя единственный путь спасения – умное делание по Богомудраму руководству Святителя Антония.

Молитва. С материнскою любовию воспитанный в православной вере, во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, отдал еси себе всецело на служению Богу в великой славе святительскаго служения, моли Бога о нас, святителю Иувеналие Курский исповедниче, да дарует Всемогущий Господь Державе Российстей покаяние нелицемернае во гресе богоотступничества; да ведет Он народ русский, яко народ Божий, единым путем спасения – умным деланием или непрестанной покаянной молитвой Иисусовой по Богомудраму писанию вселенскаго учителя и святителя Антония Михайловскаго, Богомудраго; и да возсияет из России, втораго Израиля, всему миру Православие Богомудрыми писаниями Святителя Антония. Боже вечный и Царю всякаго создания, предстательством святителя Иувеналия исповедника Российскаго услыши глас недостойных раб Твоих, яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь

15/28 июля 2022 года
Равноап. вел. князя Владимира (1015). Собор Киевских святых.

Святитель Иувеналий Тарасов и святая схиигумения Антония Сухих, помощница Святителя Антония Богомудрого

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.