ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ БУЛГАКОВА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
В этом году исполнилось 140 лет преставления святителя Макария Булгакова. В 2009 году Фонд по премиям памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) признал лучшим сочинением по богословским наукам монографию «ВАШ БОГОМОЛЕЦ СМИРЕННЫЙ СТАРЕЦ. Мученическая жизнь и Богомудрые писания архиепископа Антония Михайловского (1889-1976)». Ввиду отсутствия в книге библиографии, Фонд благодарил «за высокие достижения в конкурсе научных трудов на соискание Макариевской премии», о чем была выдана «Благодарность Макариевского Фонда».
В 1867 году был основан этот Фонд святителем Макарием по его обету: «если Бог благословит мое намерение и труды (на поприще духовной литературы – е. А.), то все деньги, какие будут следовать за мои сочинения, хранить неприкосновенными дотоле, пока из них составится значительная сумма, и тогда положить ту сумму в Государственное кредитное учреждение навсегда, чтобы на проценты с нее учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний…»
В 1994 году по благословению святого Патриарха Алексия II к 850-летию основания Москвы было начато издание тринадцатитомной «Истории Русской Церкви» святителя Макария Булгакова, выдающегося церковного ученого ХIХ века.
В основу его краткого жизнеописания положим писание святителя Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, опубликованное в первой книге «История Русской Церкви».
«Высокопреосвященнейший Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков, родился в 1816 г. (19 сентября в семье священника Флоровской церкви села Суркова Новооскольского уезда Курской губернии – е. А.) и с самой юности посвятил себя Церкви». Отец умер рано, на руках матери осталось шесть детей, которым она решила дать хорошее образование. Михаилу исполнилось восемь лет и его повезли на учебу в приходское училище в город Корочу. В июле 1827 г. был переведен в Белгородское окружное училище. Учился посредственно, так как его постоянно мучила тяжелая болезнь золотуха, был трудолюбив и усерден. Однажды он, любя Бога и тайно упражняясь в молитве Иисусовой, уединился в дровяном сарае. Рядом мальчики играли в камни, один из которых попал ему в голову, но по милости Божией рана быстро зажила, золотуха исчезла, а он обрел исключительные способности к учению и богословским наукам. С блеском окончив курс учебы, в июле 1831 г. был переведен в Курскую духовную семинарию. Весь шестилетний семинарский курс Михаил был среди лучших учеников, педагоги отзывались о нем как о «добросовестном и благородном» юноше.
«В год окончания Киевской Духовной Академии (1841 г.) будущий митрополит принял монашество и был оставлен в стенах Академии на кафедре Русской истории, церковной и гражданской. Первое же его сочинение по истории Киевской Духовной Академии привлекло к себе внимание ученых, а вышедшее в 1846 г. исследование иеромонаха Макария «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как Введение в историю Русской Церкви» стало свидетельством появления в русской исторической науке нового выдающегося исследователя».
31 октября 1847 г. Святейший Синод, рассмотрев сочинение архимандрита Макария Булгакова «Введение в православное богословие», присудил автору звание доктора богословия, весьма редкое по тем временам. Более того, желая ознакомить Государя Императора с достижениями новейшей церковной науки, Святейший Синод определил поднести книгу Государю Императору и Наследнику Цесаревичу. 6 декабря Государь Император наградил автора сочинения «наперсным крестом с драгоценными камнями из кабинета Его Величества», свою благодарность выразил также и Цесаревич.
«С 1857 г., будучи епископом Винницким и ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, преосвященный Макарий начал издавать свою «Историю Русской Церкви», последний том которой увидел свет уже после кончины знаменитого ученого, почившего в сане митрополита Московского и Коломенского».
1857-1859 гг. – епископ Тамбовский и Шацкий. Он издал распоряжение: «Во время обозрения мною епархии многие священники, нимало не предупредив меня, произносили предо мной речи, содержавшие в себе, по обычаю, выражения лести. Предлагаю консистории объявить по епархии, чтобы впредь никто из священнослужителей не позволял себе говорить мне никаких подобных речей». Он терпеть не мог расхлябанности и невежества, столь часто объединяющихся с низкопоклонством и лестью. 1859-1868 гг. – архиепископ Харьковский, 1869-1879 гг. – Литовский и Виленский, с 1879 г. – митрополит Московский и Коломенский.
«Обширные пастырские, преподавательские, церковно-организационные обязанности одного из высших иерархов Русской Православной Церкви не заслонили в жизни высокопреосвященного Макария призвания историка. Ученый милостью Божией, он не просто систематизировал известные исторические материалы, но и сам обнаружил, исследовал и опубликовал множество древних источников по истории Церкви. Его перу принадлежат также работы из других областей церковной науки, в том числе знаменитый труд «Православно-догматическое богословие», в течение многих лет являвшийся основным учебным пособием по данному предмету в православных семинариях и Академиях. Заслуги митрополита Макария перед русской наукой были признаны и светскими учеными: высокопреосвященный Макарий был академиком Императорской Академии наук, действительным членом Общества любителей российской словесности.
Имя митрополита Макария – среди первых в списке почетных членов Московской Духовной Академии. Современники называли высокопреосвященного Макария «одним из достойнейших, преосвященнейших иерархов Русской Церкви», «известнейшим русским богословом и даровитым историком».
И спустя много лет после его смерти исследователи признали, что «по богатству фактического содержания и документального изложения этот монументальный труд (История Русской Церкви) остается непревзойденным и до сих пор».
«В начале июня 1882 г. владыка работал над «Историей Русской Церкви» на летней архиерейской даче в селе Черкизове за Преображенской заставой. 7 июня после обыкновенного утреннего купания владыке стало плохо, а через день, 9 июня, он тихо скончался. 12 июня тело Московского архипастыря торжественно перенесли в кафедральный Чудов монастырь, где состоялось отпевание. На следующий день с Троицкого вокзала отошел траурный поезд, который повез тело священноархимандрита Троице-Сергиевой лавры митрополита Московского Макария в место его последнего упокоения – раку в Успенском соборе лавры, на правой стороне собора. 15 июня после торжественного богослужения тело митрополита Макария было опущено в раку». По всему собору было необычайно сильное благоухание. Он был усердный делатель умного делания или непрестанной покаянной молитвы Иисусовой.
По воле Божией определяем:
1. Прославить в лике святых святителя Макария Булгакова, митрополита Московского и Коломенского, включить его в Собор вселенского учителя и Святителя Антония Михайловского, Богомудрого.
2. Ежегодную память ему надлежит праздновать по старому стилю в день его блаженной кончины 9 июня, 19 июля (Собор Курских святых), в день его прославления 16 августа, воскресенье перед 26 августа (Собор Московских святых), 5 октября (Собор Московских святителей) и в неделю перед Рождеством Христовым, святых отец (Собор Святителя Антония Богомудрого).
3. Составить ему житие, а также службу и акафист, написав икону, почитая его честные останки святыми мощами, установив их, по поднятии, для поклонения верующих.
Приложение: тропарь.
Тропарь, глас 4-й. Непрестанно пребывая в молитве Иисусовой, камнем Христом исцеленный, милостию Божиею просвещенный, созидал еси многотомный труд «История Церкви Русской», пророчески провидя велию славу Земли Русския – втораго Израиля.
Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь
16/29 августа 2022 года
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)
Феодоровской иконы Божией Матери (1239)