О молитве Иисусовой вводная

О молитве Иисусовой

Вводная
Из трудов владыки Антония
Извлечения

Некоторые из святых отцов делание молитвы Иисусовой наиминовали трезвением. Она должна быть неотъемлемой сутью всего монашества, да и мирянам, и вообще всем, семейно живущим, ее нужно читать, так как памятование Бога неотложно нужно всем.
Было бы достаточно того, что сказано о молитве, чи­тай и читай, но дело не так. Сия молитва бывает: словес­ная; умная; сердечная; сердечная-самодвижная, духов­ная; чистая, непарительная, истинно-созерцательная; зрительная, при разуме сущих, и бывает совершенная любовь.
Ввиду совершенств молитвы, а зависимо от молитвы и состояния добродетелей, она имеет потребность и много нуждается в опытном рассуждении, ибо ее по­средством Господь устраивает наше спасение, сообщая ей от благодати Своей нужное и потребное на пользу че­ловека всегда в свое время.
Имеется великая нужда, дабы при делании сей и ис­тинно-духовно совершаемой молитвы имелся опытно знающий, включительно и зрительную духовную молит­ву, учитель-старец, который бы от своих опытов мог свободно и безбедно проводить ум и душу во всех иску­шениях. Искусный, опытный знает, какие искушения, и в какое время могут посещать спасающегося, и он вся­кое искушение предупредит наставлением и укажет, как и что делать следует ему, дабы избегнуть неправомыслия. Опытный может пояснить, как распознать диавольские хитрости, когда он подходит под видом добра с пра­вой стороны.
Но горе! И горе! Увы! И увы!.. Делатели сего великого делания не имеют желания и времени, дабы в нем дос­тойно упражняться умом, словом и сердцем, а кто поже­лает делать сие величайшее христианское православное мышление во всю свою жизнь, тот не знает, как и при­ступить к нему, или же приступает и делает, но делает лишь чувственно, упражняясь в уме плотском, живет собственной деятельностью от воли своей, а думает о се­бе, что он проводит жизнь истинно-духовную, не ведая и того, что человек истинно-духовную жизнь проводить начинает лишь по приятии великой милости Божией — по всецелой преданности в волю Божию, и когда сию волю Божию познает истинно.
До всецелой преданности в волю Божию, каковая получается по очищении ума от помрачения, а души — от страстей, человек живет мудростью — знаниями ума плотского, а не духовно еще, хотя бы он знал всю теорию христианского богословия и был великим в очах челове­ческих. Таковой нередко запутывается в сетях прельще­ния ума плотского, а что хуже, то он истинных носите­лей разума духовного считает неправомысляшими, себя же усматривает в истине.
В таковом положении оказываются и молящиеся по молитвеннику, они делателей истины и разума считают прелестными и невеждами, сами суще и прельщены и невежды, а в своих злых мудрованиях стоят твердо, и шествие их не к спасению, а от спасения.
Святые отцы, делатели сего великого делания, о сем пишут много. Но их писания о молитве Иисусовой на­чинаются созерцательностью от делания умно-сердеч­ной самодвижной, редкие же из них и о умно-сердечной деятельной с мечтательными искушениями, но они пи­шут кратко и прикровенно, и это вот почему.
По исполнении воли Божией всецело человек дейст­вует молитву уже духовную, а до сего — молитва умно-сердечная деятельная, каковую некоторые принимают за духовную, и горько ошибаются.
Духовная молитва — то же, что вино новое, реченное в Евангелии, веселящее сердце. Получается: еще не закон­ченное плотского ума делание может быть принято за духовное, что являет прельщение и горе.
Когда святые отцы писали о Иисусовой молитве, то­гда делателей, опытно знающих молитву, было немало, не было нужды тщательно описывать о ней, о ее начале, да в силу веры их они в этом сильно не нуждались. На­писанное святыми отцами читать может всякий, а поль­зы может не быть, только подготовленным, ввиду сего они писали и кратко, и прикровенно. Подготовленный и в кратком, и в прикровенном нужное прочтет, а непод­готовленный не погрешит, таким образом, разума духов­ного.
Делателей сего делания опытных в настоящее вре­мя — увы! и увы!.. Всякий, возжелавший и начавший творить молитву, в ее еще начале сомневается в правоте ее, и ее всяко и всегда разнообразной полезности усмат­ривает бесполезность, безуспешность, а иногда и вред. Потрудившись немного и не усматривая в себе ему же­ланных плодов и совершенств, он оставляет сие священ­ное делание, а иногда даже хулит его.
Так сие великое делание из деланий остается неде­ланным, а вместе с ним приходит в изгнание и разум не­ба, явленный на земле Христом: возсия мирови свет разу­ма, и пение Господу разумное оставляется, истина воз­вращается в небесное.
По престании пения разумного, небесного на земле человечество все мирно снова погрузится в ту тьму ума, в которой оно было до пришествия Христова, и заслуги Христа от человечества удалятся. И никто уже не сможет тогда волю Божию исполнить вполне.
После того, как Бог славился разумно, и разум отой­дет в небесное, тогда люди будут славить Бога, но сла­вить будут только языком — язычно, а язычному славлению Бога, как не истинному, а с сомнениями, долго не продержаться, сие последнее без разума сердца не воз­жигает, а угашает.
Так в бедности моего немоществования, плача и се­туя много, но имея всякое желание дабы Бог славился разумно, и слава сия Богу на земле всячески продолжа­лась, делатели же, уготовляющие свои сердца в жилище Богу на разумное с Ним жительство, не уменьшались в численности, а увеличивались, не дерзая на свои силы, а лишь надеясь на Всемогущую силу Господа моего, отло­жив всякое личное мудрование, не имеющее подтвер­ждения в Богодухновенных писаниях — Священном или в творениях святых отцов, опытом изведавших жизнь покаяния, всяко имех возжелах, дабы все хотящие про­славить Бога истинно-разумно, шествуя по стопам Гос­пода, и сие делать пожелали бы деланием молитвы Ии­сусовой; не как наставление, вы сами разумнее меня, а как братский совет от отовсюдной бедности моей, как и сам во всем, выше и ниже списанном, имел великую ну­жду, нуждаясь буквально во всяком слове, здесь поме­щенном в писанном, желал бы жаждущим и нуждаю­щимся предложить.
Конечно, не все, а лишь то, с чем приходится встре­чаться всякому делателю покаяния, сие же, всеми про­ходимое, есть суть самая главная. Бывающее, кроме опи­санного ниже, и здесь, и выше, — второстепенно, и по­следствий гибели души с собой не приносит.
Приими, Господи, свободное произволение к славе имени Твоего Святого и, вразумив на сие, помоги со­вершить во спасение душ, жаждущих правды Твоей.
См.: Священник Владимир Панковец. Указ. соч. Ч. 2. С. 17-21

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.