ЛЖЕПОКЛОНЫ ПЕЛАГЕИ РЯЗАНСКОЙ

ЛЖЕПОКЛОНЫ «ПЕЛАГЕИ РЯЗАНСКОЙ»

Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. …Сии противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере. Но они немного успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми… (2 Тим. 3, 5, 8-9)

Читаем «Православный молитвослов и Псалтирь»: «Внешнее молитвенное чувство проявляется в осенении себя крестом (по-славянски «крестным знамением», т.е. изображением, знаком креста), в коленопреклонении и поклонах – малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).
…Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства. Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости – воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до дня Святой Троицы и от Рождества до Богоявления. Причастившись Святых Христовых Таин, не делаем поклонов в тот день.
Коленопреклонение, т.е. стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв» (Изд. Московской Патриархии, Москва, 1988. С. 112).
Некто, по внушению темных сил, издал брошюру «Блаженная девица Пелагея Рязанская о земных поклонах», не указав своих исходных данных. В ней он пишет: «Земной поклон – самая высокая перед Богом молитва. Выше ничего нет (с. 5). Поклоны есть расчеты за грехи, и все добрые дела переводятся на поклоны (с. 15). Молиться на коленях всю божественную литургию (с. 20). Кто отрицает коленно-преклонение в годовые праздники и воскресные дни, есть предатель Бога (с.54)». Эту брошюру мне дали в монастыре, в котором по ней живут.
Святая Пелагия Рязанская (1890-1966) сказать ничего подобного не могла, ибо ее устами говорил Дух Святой. Святые отцы Духом Святым написали церковный устав, где все прописано и о поклонах. Дух Святой противоречить Себе не может.
Святитель Феофан Затворник в своей книге «Мысли на каждый день» пишет: «Кто такие, имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся? Те, которые держат все внешние порядки, в которых выражается благочестивая жизнь; но не имеют столько крепкой воли, чтоб и внутренние свои расположения держать так, как требует истинное благочестие. Идут в храм охотно, и там стоят охотно, но не делают напряжения, чтоб и умом своим стоять пред Богом неотходно и благоговейно припадать к Нему, а помолившись немного, выпускают бразды правления ума. И он парит, обтекая весь мир. И выходит, что тогда, как по внешнему их положеию они в храме, по внутреннему состоянию их нет там: остался у них один образ благочестия, — а силы его нет. Так и во всем другом разумевай» (Изд. «Правило веры», Москва, 1997. С. 29-30).
Следовательно, цель – не внешнее благочестие, поклоны, а внутреннее благочестие, умное делание – непрестанная покаянная молитва Иисусова, как об этом говорят все святые отцы. Им труднее было написать свои Богомудрые писания, нежели нам их исполнить.
Не следует нам, христианам последнего века сего, вводить какие-либо новшества от своего грешного, немощного и помраченного ума, искушая Бога, а следует изучать святоотеческое наследие и следовать во всем по святоотеческому разуму. А он ясно говорит, что истинная христианская жизнь — внутренняя, внимание к помыслам, кто внутри, тот на правильном пути.
Надо изучать Богомудрые писания Святителя Антония Михайловского, архиепископа Брянского, о истинной христианской жизни, а не следовать учению фарисеев и саддукеев, которые распяли Иисуса Христа и по сей день пытаются разрушить Его церковь, а ее, по слову Спасителя, врата ада не одолеют.
Святая схиигуменья Антония Сухих, келейница Святителя Антония Богомудрого, вспоминает о времени до ее встречи со Святителем: «На службах в храме (Почаев – е. А.) отец Кукша обычно стоял позади меня, а я стояла всегда на коленях на железных плитах. Все службы на коленях простаивала. А там службы-то по пять часов. У меня тогда такое представление о молитве было, что молиться надо обязательно стоя на коленях. Ревность была не по разуму».
Только в Православной вере есть истинный путь спасения – умное делание, «будь осторожен и береги свой ум», — так ярко и точно сказал о нем святой Иоанн Кронштадтский. Иди этим путем и спасешься, как спаслись все святые, которые шли этим путем непрестанной покаянной молитвы Иисусовой. Все другие пути для нас закрыты. Не надо идти заблудным путем — погибнешь, а будешь идти святоотеческим путем – спасешься.
Святитель Антоний Богомудрый в своей книге «День за днем. Дневник православного священника» на 8 февраля пишет: «…Для того, чтобы заслужить название чад Божиих, необходимо всегда и во всем строго держаться высшего Закона, который не допускает двойственности ни в чем. Правда должна лежать в основе каждой нашей мысли, руководить нами на каждом шагу жизненного пути».
Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский Греко-Российская Православная Кафолическая Церковь
7/20 февраля 2022 года. Неделя о блудном сыне.
Прп. Архимандрита Кирилла Павлова (2017)

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.