ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА МАСЛОВА, СХИАРХИМАНДРИТА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
Вселенский учитель и Святитель Антоний Богомудрый, архиепископ Брянский в своем писании «День за днем. Дневник православного священника» пишет на 12 октября: «Каждый истинный последователь Христа идет по пути труда и испытания, и на каждом шагу его ожидает новый подвиг. Он исполняет все усердно и терпеливо, воспевая хвалу Господу, и эта песнь, облегчая его ношу, сокращает длинные часы его труда и ободряет встреченных на пути».
Таким истинным последователем Христа и был Глинский старец, духовник Свято-Успенского Жировицкого монастыря в Белоруссии схиархимандрит Иоанн Маслов, доцент Московской Духовной Академии, магистр богословия, составивший и написавший «Глинский Патерик». В нем он пишет: «Духовная жизнь в Глинской пустыни, несмотря на бедность обители, была на таком высоком уровне, что влекла к себе сердца христолюбивых людей. Подвиги Глинских старцев, сиявших различными добродетелями, побуждали к подражанию и других».
Патерик издан в 1997 г. заботами академика Николая Васильевича Маслова. Он автор книг об отце Иоанне «Благодатный старец» и «Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская деятельность и богословское наследие». В своей книге «Основы русской педагогики» пишет: «Монография подготовлена на основе трудов замечательного русского педагога, пастыря и нравоучителя схиархимандрита Иоанна (Маслова), обобщившего в своих трудах опыт Глинской пустыни – могучего центра духовного просвещения. Этот монастырь известен своей уникальной педагогической системой, которая соединяет опыт древней Христианской Церкви и русскую традицию».
Заслуженный профессор Московской Духовной Академии, почетный член Минской Духовной Академии, доктор церковной истории Константин Скурат в книге «Лампада Глинская. Старчество в современном мире» пишет: «Время изучения Патерика проходит в постоянном молитвенном общении с Глинскими подвижниками ( к ним принадлежит и отец Иоанн)». «А об отце Иоанне сказано: «Любовь в старце достигла высоты евангельского совершенства. Всего себя, все свои силы, разум, сердце и волю принес отец Иоанн Богу и людям».
Вот его краткое жизнеописание. Схиархимандрит Иоанн, в миру Иван Сергеевич Маслов, родился 6 января 1932 г. в деревне Потаповка, Глуховского района, Сумской области, на Украине, в крестьянской, благочестивой, многодетной семье. Бог избрал его, с детства он обладал блестящими способностями. Избегал детских игр, часто ходил в храм Божий, к чему детей приучала мать. «Он рос добрым, тихим, спокойным. Всегда он был смиренный, никого не обижал», — вспоминает его старшая сестра.
У его деда Феодота был родной брат иеромонах Гавриил, известный своей прозорливостью, подвизался в Глинской пустыни с 1893 г. После ее закрытия в 1922 г. вернулся домой и сказал: «Поверьте, я умру, а в нашем роду будет еще монах». Им и стал отец Иоанн.
В 1941 г. Иван остался в семье за старшего, отец погиб на фронте. Еще мальчиком он стал настоящей опорой семьи, руководителем и воспитателем братьев и сестер. Любил работу, у него все получалось быстро и хорошо. Уже тогда проявилось одно из основных свойств его святой души — все самое трудное брать на себя, полагать душу свою за ближнего. В школу ходил за шесть километров в село Сопич, учился успешно.
В 1951 г. призвали в армию, служил отлично. Простудился и с тех пор безропотно терпел болезнь сердца, по которой был уволен из армии и вернулся домой. Вспоминал: «Я не думал быть монахом, хотел быть военным, да вот Бог привел».
В своей болезни просил помощи и милости Божией, стяжав высшую добродетель. Сподобился Божественного откровения и в 1954 г. поступил в Глинскую пустынь. Говорил: «Я в монастырь пошел не просто. Мне было особое призвание Божие. Это Бог призывает. Не от человека зависит, влечет такая сила, что не удержишься, — она и влекла меня. Великая сила!»
8 октября 1957 г., под Иоанна Богослова, был пострижен в монашество. Постригал святой схиархимандрит Андоник (Лукаш), который стал его духовным отцом. Он писал отцу Иоанну: «Дорогой мой, родненький духовный сыночек, дорогое и родное мое чадо о Господе… Не скорби… Буду молиться за тебя, родной, но ты и сам приложи свой посильный труд к этому делу… Матерь Божию нужно просить. Она никогда не оставит».
В 1961 г., после закрытия Глинской пустыни, поступил в Московскую Духовную Семинарию. 4 апреля 1962 г. рукоположен в Патриаршем Богоявленском соборе во иеродиакона, а 31 марта 1963 г. – в сан иеромонаха. Продолжил обучение в академии. Ему было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся. Бог даровал ему разум Божий, самодвижную молитву Иисусову и благодать старчества. То, что он для себя получил от Господа, возбудило в нем радение о спасении других, он сострадал жажде Христовой.
За сочинение «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) и его эпистолярное наследие» ему присвоили степень кандидата богословия. Оставлен профессорским стипендиатом, преподавал «Пастырское богословие» и «Практическое руководство для пастырей». С 1974 г. начал преподавать «Литургику». Богодухновенно трудился на поприще духовного образования, к нему на лекции приходили студенты других курсов.
11 марта 1983 г. защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», магистр богословия. Патриарх Пимен наградил его Патриаршим наперсным крестом. С 1985 г. духовник Жировицкой обители. В одном из писем пишет: «Частые болезни почти постоянно приковывают меня к постели». Он говорил: «Главное – дух бодрый держать».
В 1991 г. закончил докторскую диссертацию «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в ХVI-ХХ веках». Тогда же им закончен «Глинский Патерик», включающий 140 жизнеописаний Глинских подвижников. Опубликовал более ста работ.
Промыслом Божиим блаженно упокоился в Сергиевом Посаде 29 июля 1991 г., тайно приняв схиму. Отпевание состоялось в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Погребен на Старом кладбище рядом со своей матерью монахиней Ниной. Перед упокоением, лежа не смертном одре, принимал людей и сказал: «Не препятствуйте людям приходить ко мне. Я для того родился».
По воле Божией определяем:
1. Прославить в лике святых преподобного Иоанна Маслова, схиархимандрита Троице-Сергиевой Лавры.
2. Ежегодную память ему надлежит праздновать по старому стилю в день его блаженной кончины 16 июля, в Соборе Глинских святых 9 сентября, в день его прославления 24 октября, в Соборе Белорусских святых – неделя 3-я по Пятидесятнице и в Соборе Радонежских святых 6 июля.
3. Составить ему житие, а также службу и акафист, написав икону, почитая его честные останки мощами, установив их, по поднятии, для поклонения верующих.
Тропарь, глас 4: Создавый «Глинский Патерик» о святых отцех Свято-Успенския Глинския обители и сам вошедый в сей велий Собор, отче Иоанне, моли Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 6: В болезновании сердца пребывая вси дни свои, без ропота терпел еси, прося помощи и милости Божией, и обрел еси дар утешати во всяких невзгодех; даруй твоим предстательством и нам духовное воскрешение в последние дни сии головокружительнаго падения человека и человечества.
Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь
Воскресенье. 24 октября/6 ноября 2022 года. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).