СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЯРУШЕВИЧ, МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЯРУШЕВИЧ, МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ
Краткое житие, тропарь и кондак

Посвящается в День Ангела моему Другу Андрею Феодоровичу

Святитель Николай, в миру Борис Дорофеевич Ярушевич, родился в Царской России 31 декабря 1891 г. в г. Ковно, Литва, в благочестивой, многодетной семье потомственного священника, белоруса, настоятеля Александро-Невского кафедрального собора. У его отца была прекрасная библиотека и он рано полюбил чтение душеспасительных книг и православное богослужение. Всемогущий Бог щедро одарил его талантами, которые он приумножил как добрый и верный раб Божий. С детства проявлял любовь к поэзии, музыке и математике. «Душа стремилась к служению Церкви», — вспоминал он.
В 1908 г. отца перевели в Санкт-Петербург, гимназию окончил с золотой медалью. По настоянию родителей поступил на физико-математический факультет университета. Студенческие каникулы проводил в скиту Валаамского монастыря, где учился духовной мудрости и смирению у подвижников-схимников, ухаживая за старцами. Укреплялось желание посвятить себя всецело служению Богу и людям.
В 1910 г., по окончании первого курса, испросил благословение родителей и блестяще сдал экзамены экстерном за полный курс семинарии, и был зачислен в Духовную Академию. Вольнослушателем посещал медицинский институт. Учебу успешно совмещал с научной работой. В 1913 г. опубликовал гомилетический этюд «О проповеднической импровизации. К вопросу о живом слове и нормативных методах проповедничества». Проповедовал слово Божие обездоленной бедноте Петербурга, посещая ночлежные дома и городские трущебы, милосердствовал им.
В 1914 г. опубликовал два своих исследования «Гонения на христиан императора Декия (249-251)» и «Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов древней Вселенской Церкви». Кандидат богословия за сочинение о византийском и древне-русском источниках церковного права. Как лучший выпускник двух отделений – исторического и миссионерского он был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре церковного права.
С началом Первой мировой войны, 23 октября 1914 г. принимает монашество с именем в честь святителя Николая, чудотворца, в последующие дни его рукополагают в иеродиаконы и иеромонахи. Добровольно выехал на фронт, священник лейб-гвардии Финляндского полка. В связи с тяжелой болезнью (ревматизм с осложнением на сердце) был отозван с фронта.
С 1915 г. преподавал в семинарии литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. В 1917 г. удостоен ученой степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексия Михайловича 1649 года». За этот выдающийся научный труд удостоен Макариевской премии.
В 1917-1918 годах его научные исследования, статьи, проповеди и духовные стихи были помещены в церковные журналы. «Все эти работы иеромонаха Николая обнаруживают его широкую эрудицию, глубину научного обобщения и значительную духовную опытность», — писал о нем его старый друг.
1918 г. – настоятель Петропавловского собора в Петергофе, 1919 г. – архимандрит, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 марта 1922 г. – хиротония во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. В феврале 1923 г. безбожниками великого отступления от веры в Бога выслан в Зырянский край, город Усть-Колом, где провел три года в очень тяжелых условиях, терпя голод, холод, унижения.
Бог, духовно укрепив его, призвал на дальнейшее служение Церкви Христовой. 1935 г. – архиепископ, с 1940 г. – Волынский и Луцкий, экзарх западных областей Украины и Белоруссии. 1941 г. – митрополит Киевский и Галицкий. 1942 г. – управляющий Московской епархии. Из Москвы не уезжал, Победу встретил в столице и был награжден медалью «За оборону Москвы». Позже сказал: «Вместе со всей страной мы верили, что сбросим с себя врага, наша священная земля вновь расцветет как неопалимая купина».
1944 г. – митрополит Крутицкий, ближайший помощник святого Патриарха Алексия I. В 1946 г. возглавил Издательский отдел при Священном Синоде, главный редактор «Журнала Московской Патриархии». Вновь созданный отдел внешних церковных сношений поручили его руководству. На этом послушании он проявил себя как выдающийся церковный дипломат. «Благодаря его умелому, сердечному, усердному, наконец, духовно-мудрому ведению дела примирения, — писал Патриарх Алексий, — воссиял мир там, где долгие годы царило греховное разделение и даже вражда».
1949 г. – доктор богословия за 4-томное издание избранных «Слов и речей». Свои проповеди всегда начинал словами «дорогие мои». Его называли московским Златоустом, его знала и любила вся православная Москва. Принимая одну из наград, он сказал: «Моя посильная деятельность на благо любимой Родины в дни войны и после нее, мое участие в борьбе за мир является велением моей религиозной совести, выполнением моего христианского долга, как епископа Русской Православной Церкви».
В течение двенадцати лет многократно выступал на Всемирном совете мира. Он говорил: «… Нам, христианам, не к лицу превозношение успехами материального прогресса. Нам нельзя гордиться мощью атомных и всяких иных вооружений. Нашему духу должна быть чуждой нетерпимость и тем более вражда. Все это христианам нужно сложить к подножию Креста, на котором Христос принес Себя в жертву ради того, чтобы восстановить нарушенную грехом гармонию между небом и землею, исторгнуть человека из цепей зла и страданий, и вернуть его на путь неувядаемой радости».
20 июня 1956 г. Святитель Антоний Богомудрый, архиепископ Брянский был освобожден из заключения и приехал в Москву. В Патриархии его принял святитель Николай, Патриарх Алексий был в отпуске. Они духовно полюбили друг друга и стали друзьями. По поручению Патриарха он предоставил ему все необходимое для богослужения на дому, письменно удостоверяя, что Святитель Антоний находится в списке Православных Епископов, по болезни актирован и на епархии не служит. При дальнейшем общении с ним он, получив его руководство в делании непрестанной покаянной молитвы Иисусовой, исполнился мужества и смело защищал Церковь.
В феврале 1960 г. на Конференции советской общественности Патриарх Алексий выступил с речью, подготовленной святителем Николаем. В ней говорилось: «Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18)».
За эту речь на него начались гонения безбожной власти, его отправили на покой, изолировали, не давая служить и проповедовать. «Мне скоро семьдесят лет, — говорил он, — но сколько во мне сил и желания продолжить работу… Здоровье мое, слава Богу, держится, но отрыв от алтаря безконечно тяжел». Служил дома по иерейскому чину.
В ноябре 1961 г. воодушевлял своих духовных чад: «Вы знаете, не бойтесь! Эти времена пройдут! Как ураган, когда он бушует в море, кажется, того и гляди потонет корабль. Но Господь милует, ураган стихает, буря успокаивается. И наступают более светлые времена».
Бог даровал поболеть, был доставлен в Боткинскую больницу, где 13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного, рано утром блаженно упокоился. Отпевание было совершено в Троицком храме Троице-Сергиевой Лавры. Перед началом отпевания Патриарх Алексий сказал в надгробном слове: «…Почти в течение сорока лет был он на свещнице церковной в сане епископа. И, будучи епископом, он всегда проповедовал, что жизнь земная – это лишь подготовка к жизни небесной. И священнодействовал он всегда с любовью и благоговением… Господь, указавший пределы его земной жизни, примет его в Свои отеческие объятия и даст ему место в Своем Царстве, которое он заслужил своими подвигами». Похоронен в крипте Смоленской церкви Лавры.
В 2021 г., в неделю пред Рождеством Христовым, святых отец, прославлен в лике святых и вошел в Собор вселенского учителя и Святителя Антония Богомудрого.

Тропарь, глас 4. По милости Божией, пребывая ближним другом святаго Патриарха Алексия, приял еси Святителя Антония Богомудраго, свидетельствуя о нем, яко той бысть в списке Православных Епископов, святителю отче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6. Возлюбив Господа Бога всем сердцем и всею душею, идя путем непрестанныя покаяннныя молитвы Иисусовой, защитил Церковь Христову, прияв мужественне гонение и блаженную кончину в Бозе.

Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь

30 ноября/13 декабря 2022 года
Апостола Андрея Первозванного (ок. 62). Свт. Николая Ярушевича, митрополита Крутицкого (1961)

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.