СВЯТОЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ СПАСАЛСЯ УМНОЙ МОЛИТВОЙ ИИСУСОВОЙ
Вселенский учитель и Святитель Антоний Михайловский, архиепископ Брянский, Богомудрый в своем Богомудром писании «Забытый путь опытного Богопознания или Тайна спасения» пишет: «Необходимо для нас непрестанное призывание имени Божия. «Ибо от призывания имени Божия враги обезсиливаются, — как говорит святой Варсонофий Великий, — а зная сие, не перестанем призывать имя Божие в помощь». Это и есть молитва, а Писание говорит: «Непрестанно молитесь».
У читающего эти строки невольно могут возникнуть мысли сомнительного характера: «Да возможно ли заниматься умным деланием человеку, живущему среди мира и в мирской обстановке. Ведь это занятие приличествует тому, кто живет в монастыре, а в миру им заниматься невозможно».
На сие можно сказать словом Господним: «Невозможное человекам возможно Богу». Истина этих слов в полной мере оправдывалась на дивном образе великого молитвенника Земли Русской, какого Господь показал всему миру христианскому, утратившему веру, и какой спасался умной молитвой среди самой гущи мирской, среди греха и всякого соблазна – на образе блаженной памяти отца Иоанна Кронштадтского. И явление его молитвенного образа в последних временах не случайное. Его светлый образ является для нас пророческим знамением, предуказующим путь для всех, истинно спасающихся среди грозных и будущих волн греха и соблазна.
Спасение и восхождение по ступеням к совершенству христианскому возможно на всяком месте и во всякой обстановке, но только при условии умного делания, то есть – будь осторожен и береги ум, — как весьма выразительно говорит отец Иоанн. И как просто, сжато и богомудро – ясно выразил он этим кратким словом сущность святоотеческого учения о внимании себе. А это и есть умное делание, непрестанное возведение ума к Богу или непрестанная молитва.
Береги ум – этим сказано все. Здесь заключается тайна умного подвига, Тайна спасения. Пророческое житие отца Иоанна с необыкновенной яркостью подтвердило истину слов древнего пророка, сказавшего, что Господь совершает спасение посреди земли, то есть посреди всего земного, вещественного, посреди греха и соблазна. Сам Бог совершает спасение наше, но не человек. Ибо спасение Божие, а не человеческое.
Если бы непрестанная молитва, — или в выражении отца Иоанна: береги ум, — была совершенно невозможна среди мира, то Дух Святой устами апостола не призывал бы к сему труду. Ибо Бог к невозможному не призывает. Значит, она для нас возможна, нужно только усердие, благое желание спасения. А благому усердию в сем делании Сам Бог помощник во всякой обстановке: и среди Чермного моря страстей, и в темнице Египетской, и в огне Вавилонских скорбей, испытующих твердость нашей веры и упования.
Умное житие Кронштадтского молитвенника полностью подтвердило эту истину. Правда, его опыт – опыт исключительный, и весьма яркий, но не случайный. В премудром Промысле Божием случайностей нет. Кронштадтский молитвенник есть Божие пророческое знамение для всех истинно спасающихся среди мира в последних временах. И знамение это для нас весьма утешительное и бодрящее.
Конечно, мы привыкли иначе понимать, — что умной работой занимаются только те, кто живет в монастырской или пустынной обстановке. Но нашему времени не дано ни того, ни другого. Господь отнял и пустыни, и монастыри. А мир грешный оставил, и он продолжает существовать. Что же делать нам, желающим спасения? Каким путем идти ко спасению?
Для всех желающих спасения остался один путь: внутренний. Нам можно спасаться среди мира умным житием – беречь свой ум, т.е. занимать его непрестанной молитвой. Вот это единственный путь для нас, доступный и открытый, да и по времени. Все другие пути для нас закрыты».
Услышав слово Святителя Антония Богомудрого, следует сказать, что притча Иисуса о разумных и неразумных девах, идущих на брачный пир, ясно говорит, что разумные девы это те, кто идет путем умного делания, путем непрестанной покаянной молитвы Иисусовой. А неразумные девы это те, кто не идет путем умного делания, а посему и не умные, они не вошли на брачный пир, двери перед ними были закрыты, и жених им сказал : «Я вас не знаю».
А вы желаете и ищите истинного спасения? У вас есть и читаете ли вы усердно Богомудрые писания Святителя Антония Михайловского — руководство на умном пути, весьма опасном и неведомом?
Желаете ли вы узнать, войдете ли в жизнь вечную, уготованную любящим Бога, или в муку вечную, уготованную диаволу и слугам его? Если станете беречь свой ум по Богомудрым писаниям Святителя Антония, то войдете в жизнь вечную, счастливую и безконечную, а если не будете беречь свой ум, то войдете в муку вечную – ад, где тьма кромешная, плач и скрежет зубов. Выбирайте быстрее, ибо время сокращается, близ при дверях второе пришествие Жениха нашего, Спасителя Господа Иисуса Христа во славе!
Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь
28 января/ 10 февраля 2022 года. Прп. Ефрема Сирина (373-379). Прп. Ефрема Новоторжского (1053).
Опубликовано 5.3. Торжество Православия