ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРАВЕДНОГО МИХАИЛА БОЙКО, ПРЕСВИТЕРА КИЕВСКОГО

ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРАВЕДНОГО МИХАИЛА БОЙКО, ПРЕСВИТЕРА КИЕВСКОГО
Вселенский учитель и Святитель Антоний Михайловский, архиепископ Брянский, Богомудрый в своем Богомудром писании «Мысли и советы духовного отца о вечном спасении» пишет: «Радость Креста и Воскресения никто не отнимет от верных. Там, в вечной Родине нашей, мы видим собранную и воскресшую нашу земную хижину, которая здесь страдает и распадается, и приближается к гибели: мы верим в просвещающийся смысл страданий. Мы верим в ту красоту, которая родится из страданий и заставит забыть скорби жизни, предродовых и родовых мук».
Таким верным последователем Господа нашего Иисуса Христа и был протоиерей Михаил Бойко. По его блаженной кончине была издана книга под его авторством «Да не усомнится сердце ваше. Жизнеописание и проповеди». Она начинается словами: «Дорогие мои детки! Прежде чем уйти из этого материального мира в мир небесный, я хочу вам оставить наследство, которое заключается не в золоте и не в серебре, а в жизненном опыте, что дороже серебра и золота! Я услышал Евангельские слова, что мудрый человек строит свой дом на камне, которым является учение Христово. …Я поверил этим словам и всю свою жизнь строил по Евангелию. Взял свой крест и последовал за Христом. Крест мой начался с самого раннего детства, с 6-летнего возраста».
Вот его краткое житие. Родился он в 1926 г. в селе Парафиевка, Ичнянского района, Черниговской области в благочестивой семье православного священника. Он пишет: «Отец мой из кролевецких мещан Сумской губернии. Женился он на девушке из Черниговской губернии г. Городня, родители ее были простые мещане. Отец, глубоко верующий человек, с самого детства полюбил Бога, любовь к церкви ему привила его мама. Он окончил блестяще церковно-приходскую школу. И уже в 16 лет работал писарем в городской управе».
К приходу воинствующих безбожников великого отступления от веры в Бога к власти его отец был заведующим телеграфом, и ему предложили вступить в большевистскую партию. Он исповедал себя верующим человеком и его уволили. По совету своего духовника-священника пошел служить в Церковь Божию. В 1922 г. был рукоположен во диакона, а затем в священника.
Отец Михаил пишет: «Так мой отец попал в духовное сословие. Но это было тяжкое время, шла борьба с религией. «Долой кулака и его пособника – попа!» — докатился лозунг и до парафиевского прихода о. Павла. Арестовали его морозной ночью, и повели под конвоем в Ичнянскую тюрьму. Молодая матушка, оставив четырех малышей, провожала мужа все 18 километров по снегу, опасаясь, что убьют его по дороге. Вернувшись, нашла дом опечатанным, а скудные пожитки – конфискованными. Детей разобрали прихожане. Мама бродила из дома в дом – сегодня в одном доме переночует, завтра в другом, и так было до тех пор, пока не дошла очередь до так называемых куркулей.
Куркулями называли тех людей, которые не хотели идти в колхоз. Хотя это были люди бедные, имели одну лошадку, одну коровку, тем не менее таких мужиков арестовывали и отправляли в Сибирь, а матерей с детьми из домов выгоняли, конфисковывали весь немудренный скарб. И начался страшный голод. Это было как раз в 32-м году весной».
Отец писал жалобы, его оправдали, отсидел только два года и возвратился в деревню. Безбожники решили его убить, и он бежал в Сумскую область, позже забрал семью. Родители работали на меловой шахте. Всем давали тарелку борща и кусок хлеба. Святитель Николай Чудотворец спас отца от ареста и расстрела. Переехали в Полтаву.
Отец Михаил пишет: «В Полтаве уже можно было купить кусок хлеба. Но надо было с вечера занимать очередь. Одну очередь за хлебом, другую очередь за сахаром, третью очередь за тюлькой, четвертую за керосином. Это было самое необходимое в нашей жизни. Нас было много в семье, возле каждого магазина кто-то дежурил, очередь была «живая», стоит прозевать – вытолкнут, и ты ничего не получишь».
В 36-м году, после убийства Кирова, начались гонения. Отец попал в число врагов народа. Его вызвали и спросили: «Веруешь в Бога?» Ответил: «Верую». «Ну поедь на Север, проветрись!» Дали ему 4 года. Только его арестовали, в их семье появился младенец. Мать вынуждена была отдать Михаила и дочь в детский дом для безпризорников. Мать сказала: «Сынок, мне нечем тебя кормить, ступай в детдом. Бог милостив, ничего не бойся, молись, Мишенька, и крепись». Он пишет: «Я был слишком мал, чтобы просить Бога заполнить мою жизнь трудом и молитвой. Ибо это два крыла христианина – труд и молитва, молитва и труд».
В детдоме он встретил голодных и озлобленных детей. Пишет: «Они даже не представляли себе, что Отец Небесный напитает их, если только они обратятся к Нему с горячей молитвой о прощении. У меня был другой пример: мой отец, с подорванным здоровьем, беззубый от цинги, но крепкий духом. Ибо сила человека в духе. Получая от Бога поддержку в духе, человек способен на великие дела».
Господь его хранил, учился на отлично. По окончании 7-ого класса вернулся в Полтаву к матери. Поступил в техникум, старшие братья тоже учились. Пишет: «Мама наша, чтобы мы могли учиться, не пропали с голода, рано будила нас, давала каждому в руки метлу, и мы шли подметать улицы. Мы подметали тротуары и так зарабатывали себе на пропитание. Были и ночными сторожами на стройке. Числилась сторожем только мама, но женщине страшно ночью одной на стройке, и мы дежурили вместе с ней. А чуть кто чужой появится, мы лаяли, как собачата. Так что маме приходилось быть мужественной. Заработанных денег хватало ей, чтобы купить хлеба, сахара да картошки для супа. Так мы и перебивались. Конечно, голодно было и холодно, одеться было не во что. Учился в техникуме на отлично».
В 1940 г. вернулся отец. Семья только-только стала становиться на ноги, как грянула война. Старшие братья в один день сдали все экзамены и ушли добровольцами на фронт. Отец стал служить священником, а он помогал ему, подавал кадило, свечу, светил лампадку, учился читать на клиросе, потом петь и даже стал псаломщиком в одном из сел, а затем иподиаконом. Он имел полное право не идти на фронт, т.к. служители церкви, по приказу Сталина, освобождались от фронта по так называемой броне. Но он не мог сидеть в тылу. Его решению родители не противились, благословили, и он отправился воевать.
Пишет: «Именно на фронте я стал истинно верующим. В октябре 1944 г. наша 117-я мотострелковая дивизия долго стояла в обороне на Висле. Времени для размышлений было предостаточно. В тот момент я уже окончательно уразумел, что есть высшая созидающая премудрая сила, которая создала меня, весь окружающий мир, и я могу безконечно черпать из нее энергию, силу, мужество, уверенность, только надо безоговорочно ей доверять».
Он молился: «Боже, не прошу у Тебя, чтобы меня не ранило, не прошу у Тебя, чтобы меня не убило, я прошу у Тебя единственное – дай мне, Господи, быть с Тобой и здесь, на земле, и там на Небе». И Бог был с ним и в бою, и в госпитале, и в Берлине в День Победы. За боевые заслуги был награжден орденами и медалями, имел благодарности от Сталина. Демобилизовался, вернулся в Полтаву к родным живой и невредимый, он был рослым и сильным.
Поступил в музыкальное училище, по ночам сапожничал. На заработанные деньги покупали кукурузу, которую мама молола на мясорубке, получалась крупа и мука. Из крупы варили суп, а из муки – мамалыгу. Ходил в церковь, по мере сил помогал отцу, пел в церковном хоре, за что был отчислен из училища. Женился на студентке этого же училища, познакомились они в храме, она пела в церковном хоре, одна из лучших учениц хормейстерского отделения. Повенчались в день Святой Троицы, у них была большая и дружная семья.
В 1948 г. рукоположили в диакона, поступил в Киевскую духовную семинарию. За отказ сотрудничать с КГБ долго не давали стать священником. Утешением были дети, которые росли благочестивыми. Его направили служить в Киево-Покровский женский монастырь, основанный святой преподобной великой княгиней Анастасией Романовой. Сестры обители вылечили его от желудочной болезни, восстановили здоровье.
В 1974 г. рукоположили в священника для любимого им монастыря, в нем он служил до последнего вздоха. Он пишет: «Ведь я был неудобным человеком, никогда не шел ни на какие компромиссы с совестью и заповедями Христовыми, особенно, если касалось это вопросов морали. Я люблю трудиться во славу Божию, для меня отрадно общаться с людьми. О каждом нужна молитва. Ибо великое чудо воскресить мертвеца духовного, ибо покаявшись, возлюбив Господа, воскреснет он для жизни вечной. И на этом пути у священника великая и добрая миссия».
Он призывал Бога в дни скорби своей, и изымал его, и он прославил Бога. Он знал, что призыв к встрече с Богом, к общению с Ним, к послушанию Ему обращен ко всем нам Иисусом Христом. Шел он святым путем умного делания или непрестанной покаянной молитвой Иисусовой. От Бога имел благодатные дары, прекрасно проповедовал, имел совершенный музыкальный слух и красивый голос. Митрофорный протоиерей, духовник Киева, его почитал святитель Владимир Сабодан, митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви.
В конце своего жизнеописания он пишет: «Будем же дорожить, дорогие мои дети телесные и духовные, Крестом Христовым, который носим на своей груди. И будем помнить, что Крест Христов – это Сила Божия для нас спасаемых по дороге на Голгофу, но после смерти на Голгофе наступает Воскресение!»
Встретив праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, блаженно упокоился 29 августа 2003 г., в день памяти явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, особо чтимой святыней Царственного Дома Романовых. Торжественно похоронен на Лесном кладбище Киева.
По воле Божией определяем:
1. Прославить в лике святых праведного Михаила Бойко, пресвитера Киевского.
2. Ежегодную память ему надлежит праздновать по старому стилю в день его блаженной кончины 16 августа, в день его прославления – неделя 2-я Великого поста и в Соборе Киевских святых 15 июля.
3. Составить ему житие, а также службу и акафист, написав икону, почитая его честные останки мощами, установив их, по поднятии, для поклонения верующих.
Тропарь, глас 4. Благочестиве духовниче града Киева / – матери градов Русских, / возлюбивый Царскую обитель Покрова Божией Матери / и служивый в ней до последняго вздоха, / святый отче Михаиле, / моли Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу / о даровании нам радости Креста и Воскресения.
Кондак, глас 6. Дарованный Богом в годину лихолетия на Святей Руси, / в велией скорби возмужавый / и Отечество защитивый от нашествия иноплеменных, / научи и ны мужественне стати за Русь Православную, / и побороти всякаго врага и супостата.

Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь

27 февраля/12 марта 2023 года. Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских.

 

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.