ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРАВЕДНОГО АЛЕКСАНДРА ЕЛЬЧАНИНОВА, ПРЕСВИТЕРА ПАРИЖСКОГО

ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРАВЕДНОГО АЛЕКСАНДРА ЕЛЬЧАНИНОВА, ПРЕСВИТЕРА ПАРИЖСКОГО
Вселенский учитель и Святитель Антоний Михайловский, архиепископ Брянский, Богомудрый в своей книге «День за днем. Дневник православного священника» на 11 августа пишет: «Господь любил Петра и тогда, когда, незадолго до отречения своего, он следовал за Ним «издали». Взгляд неусыпной любви Господней сокрушил сердце Петра и зажег в нем угасший огонь. Эта верная любовь Божия принадлежит и тебе. Ухватись за нее, держись за нее, вступи немедля в чудную область ее».
В эту область любви Божией и вступил истинный христианский философ, богослов, талантливый педагог и священник Русской Православной Церкви Александр Ельчанинов. Он твердо верил, как пишет Святитель Антоний Богомудрый, что «каменное сердце оживет и забьется сильнее под влиянием этой любви, ибо никакая долгота томительных дней, никакая широта тяжелого земного опыта, ни глубина страдания, ни высота желаний «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе» (Рим. 8, 39).
Вот его краткое житие. Родился он 1 марта 1881 г. в граде Николаеве, Херсонской губернии в благочестивой семье дворянского рода потомственных военных. Он был вторым сыном Виктора Яковлевича Ельчанинова, в то время штабс-капитана 58-го пехотного полка, и Екатерины Ивановны, в девичестве Оссовской, дочери надворного советника. Крещен 13 апреля полковым священником. Отец был из Бессарабской губернии, службу начал в 19 лет, учился в Одесском пехотном юнкерском училище, кавалер ордена Св. Станислава 3-й степени, упокоился после отставки в 1893 г. Оставшаяся без кормильца семья поселилась в Тифлисе и жила на пенсию.
Учился во 2-й Тифлисской классической мужской гимназии, где его одноклассниками были его друзья Владимир Эрн, Павел Флоренский и многие другие впоследствии видные деятели науки и культуры. В старших классах вошел в историко-философский кружок, участники которого обсуждали важные религиозные и этические отношения. Здесь он обрел особый стиль общения «учитель-ученик», столь свойственный русской педагогике. Старшие ученики брали шефство над младшими. Их выпуск в 1900 г. был ослепительным, класс считался выдающимся. Он и его друзья окончили с золотой медалью.
Покидает Тифлис, чтобы продолжить учебу в Санкт-Петербургском университете. Поступил на историко-филологический факультет. Его друзья учились в Московском университете. Перевод в Москву не состоялся ввиду того, что он был связан финансовыми обстоятельствами и обязательствами, данными под залог его обещания учиться в Петербурге и вернуться преподавателем в Кавказский учебный округ.
Осенью 1905 г. в Москве стал первым секретарем религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева. Вместе с Павлом Флоренским учится в Духовной Академии, он жил вместе с ним в Сергиевом посаде. Пишет с друзьями свою книгу «История религии» и издает ее в 1909 г. Протоиерей Сергий Булгаков о нем в то время замечает: «…Имя его должно быть вписано в историю нашего церковного просвещения, как и новейшего движения христианской мысли в России. Этому содействовали и его личные свойства, особое очарование его юности. Когда он появлялся – со своим лучистым ласковым взглядом, — навстречу ему раскрывались сердца и появлялись улыбки».
С 1912 г. в Тифлисе, имея дар Божий педагога, преподавал словесность в первой в России частной гимназии генерал-майора Левандовского В. А. и его супруги, с совместным обучением мальчиков и девочек. В 1914 г. он стал ее директором. В памяти выпускников гимназии она осталась «школой радости, творчества и свободы».
Здесь же училась дочь Левандовских Тамара, которая по окончании гимназии в 1916 г. с ним обвенчалась. После революции меньшевики выслали из России ее отца, начальника штаба Кавказского фронта. Начался голод, у них родилась дочь, первым ее словом было «хлеба». Бывший его ученик, который плохо учился и он с ним занимался дополнительно, стал начальником и помог ему оформить документы на выезд семьи. В 1921 г. из Батуми в трюме последнего парохода они отплыли в Константинополь, а оттуда добрались до Франции, где поселились в Ницце.
Здесь они разделили общую для беженцев из России скорбную долю эмигрантского существования. Он зарабатывал на жизнь преподаванием русского языка. Стал одним из руководителей Русского студенческого христианского движения. Отец Сергий Булгаков повстречался с ним и пишет: «При этой встрече для меня стало ясно, что он решительно перерос уже рамки светской педагогики, которая ограничивается наружным покровом души, не входя в самое сердце. Пришло время осуществить педагогический дар во всей его полноте — в пастырстве. «К почести высшего звания»» — к предстоянию перед алтарем Господним, влекла его одинаково как его личная религиозная потребность, так и эта педагогическая стихия. И желание совершилось, — с 1926 года о. Александр – священник, занимающий скромное место при Ниццком соборе».
Отец Александр пишет: «До священства – как о многом я должен был молчать, удерживать себя. Священство для меня – возможность говорить полным голосом». «Какая радость быть священником! …Священство – единственная профессия, где люди поворачиваются к тебе своей самой серьезной стороной, и где и ты все время живешь «всерьез».
Его матушка Тамара, чтобы быть рядом с ним в его делах, решила посвятить себя иконописи. Обучалась иконописному мастерству на курсах при Сергиевском подворье у П. М. Сафронова. В их квартире перед иконой ее письма, с горящей лампадой, он молился Иисусовой молитвой, такой он и остался в памяти своих детей. Он пишет: «Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели родителей живущими большой внутренней жизнью».
В 1934 г. назначен в Александро-Невский собор на улице Даро в Париже, где прослужил всего неделю и тяжело заболел. Блаженно упокоился 24 августа, похоронен на кладбище города Медон под Парижем. Матушка Тамара собрала его неоконченные рукописи и письма, и опубликовала со своим предисловием книгу «Записки священника о. Александра Ельчанинова». Она выдержала многочисленные издания под его авторством и названием «Записи». Эта книга была любимой у святого праведного Геннадия Огрызкова, пресвитера Московского.
Протоиерей Сергий Булгаков пишет: «… о. Александр, как священник, представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо он воплотил в себе органическую слиянность смиренной преданности Православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания».
По воле Божией определяем:
1. Прославить в лике святых праведного Александра Ельчанинова, пресвитера Парижского.
2. Ежегодную память ему надлежит праздновать по старому стилю в день его блаженной кончины 11 августа и в день его прославления — Суббота Акафиста.
3. Составить ему житие, а также службу и акафист, написав икону, почитая его честные останки мощами, установив их, по поднятии, для поклонения верующих.
Тропарь, глас 1. Воплощая в себе органичне слитие / смиренней верности Православию и простоту детския веры, / святый отче Александре, / моли Господа нашего Иисуса Христа / о даровании нам всея утонченности русскаго культурнаго предания / во славу Пресвятыя Троицы.
Кондак, глас 2. Ведая, яко верна любы Божия / принадлежа и тебе, / ухватися и держася за нея, / вступи немедля в чудну область ея, / воспевая житием своим неусыпну любовь Господню.
Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь
19 марта/1 апреля 2023 года
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.