ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КРЕСТЬЯНКИНА ИСПОВЕДНИКА, АРХИМАНДРИТА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО

ТОМОС О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КРЕСТЬЯНКИНА ИСПОВЕДНИКА, АРХИМАНДРИТА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО
Вселенский учитель и Святитель Антоний Михайловский, архиепископ Брянский, Богомудрый в своей книге «День за днем. Дневник православного священника», на 3 января пишет: «Спаситель не велит нам забывать наше горе, Он допускает наши слезы, Он Сам плакал над могилой Лазаря. Но Он не велит нам скорбеть так, как «не имеющие упования». И это упование есть Утешитель, ниспосланный нам свыше, чтобы отвлекать нас от всего земного, направить наш взор к Господу, там наши сокровища, и там надо искать утешения и радости».
Старец Иоанн Крестьянкин смиренно исполнял свою задачу здесь, на земле, примиряясь с ней, выполняя ее добросовестно до конца, сколько бы она ему ни стоила слез и труда, терпеливо ожидая Божьего призыва в вечную отчизну.
Вот его краткое житие. В миру Иоанн Михайлович Крестьянкин. Родился 29 марта 1910 г. в губернском городе Орел, в благочестивой семье мещан. Был самым младшим восьмым ребенком. В их доме любили принимать монашествующих. Когда ему исполнилось два года – упокоился отец. Однажды, в раннем младенчестве, он тяжело заболел и умирал. Его мать задремала, ей явилась святая великомученица Варвара и спросила: «А ты мне его отдашь? Она ответила: «Отдам, отдам!» Так он был посвящен Богу. На вопросы о невесте он не по-детски серьезно отвечал: «Я монах».
Город Орел и его окрестности до революции были богаты благодатными людьми и святынями, хранившимися в многочисленных монастырях и храмах. Он вспоминает: «Время не стерло из памяти почти всех служащих в то время в орловских храмах, так как они были все значительны и богомудрые – Божии служители».
С детства прислуживал в храме, был послушником у святого архиепископа Орловского Серафима Остроумова, исполнял обязанности иподиакона. Епископ Елецкий Николай Никольский, викарий Орловской епархии, прощаясь, благословил его и прозорливо сказал: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом».
В 1929 г. окончил среднюю школу, а затем получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах. Работал по специальности в Орле, Москве. Много читал православной литературы, все конспектировал. Из-за сильной близорукости в армию не призвали. Упражнялся в молитве Иисусовой – действенной сути покаяния. Позже написал: «Духовная жизнь – это труд упорный, нескончаемый на всю жизнь. И в этой борьбе бывают победы и поражения. Но все превозможем о имени Иисусовом. Молитва была той непреодолимой преградой, за которую не проникала мудрость внешней жизни».
В 1944 г. стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове. С 14 января 1945 г. – диакон, рукоположен святым митрополитом Крутицким Николаем Ярушевичем. В октябре экстерном сдал экзамены за курс духовной семинарии. 25 октября святой Патриарх Алексий I рукоположил его во иерея. Вспоминает: «Святейший Патриарх Алексий I на мой вопрос, как поступать, когда внешние и внутренние смутьяны требуют хождения вслед их, ответил: — Дорогой батюшка! Что дал я вам, когда рукополагал? – Служебник. – Так вот. Все, что там написано, исполняйте, а все, что затем находит, терпите».
В 1946 г. был ризничим в возрожденной Троице-Сергиевой Лавре. Учился заочно в Московской Духовной Академии, писал кандидатскую работу на тему «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Незадолго до защиты, в апреле 1950 г. был арестован по доносу собрата-священника. Невинно осужден за «антисоветскую агитацию» на семь лет концлагеря, отправлен в Архангельскую область на валку леса. Пишет: «Сколько Божиих людей провело всю свою жизнь в болезнях и застенках и благодарили Бога. И душа их не только не потерпела ущерба, но засияла светлее злата, и возросла до таких высот духовности, что стали они, эти добровольные страдальцы, святыми».
15 февраля 1955 г. во время разгрузки лагерей досрочно освобожден. В Москве запрещено было жить, как бывшему лагерному заключенному. Служил в Псковской и Рязанской епархиях. Его часто переводили. О том времени пишет: «Не лишим себя храма, когда можем, но и с собой носить его научимся: сердцем упражняйся в незлобии, телом – в чистоте, то и другое сделает тебя храмом Божиим».
По милости Божией имел самодвижную молитву Иисусову умно-сердечную чистую и непарительную. Святой Псково-Печерский старец Симеон Желнин о нем сказал: «Он земной ангел и небесный человек».
10 июня 1966 г. в городе Сухуми принял монашество с именем Иоанн. Постриг совершил святой Глинский старец Серафим Романцов. В предисловии к составленной им «Настольной книге для монашествующих и мирян» пишет: «Монашество – великая Божия тайна. Мое монашество началось с послушничества в шестилетнем возрасте и до 56 лет проходило на приходе среди волнений и забот многомятежного мира, а завершилось более чем тридцатилетним житием в древнем монастыре».
В 1967 г. Патриарх Алексий I подписал указ о его переводе на служение в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. С 1970 г. – игумен, с 1973 г. – архимандрит. Братский духовник, старец. Имел Божий дар чудотворений. За советом и благословением к нему ехали со всего мира. Он пишет: «Монашеская жизнь подобна жизни в раю, нужно исполнять только одну заповедь, подобно тому, как Адаму и Еве была дана одна единственная заповедь, так и в монастыре нужно исполнять одну заповедь – заповедь о послушании. В этой заповеди заключаются все остальные заповеди – ветхозаветные и евангельские».
Широкую известность получили публикации его проповедей и другие книги, в том числе «Опыт построения исповеди». Он пишет: «Живите спокойно. Молитесь Богу и доверяйте Ему, Господь ли не знает, как сохранить Своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были верны Ему».
5 февраля 2006 г., поболев, блаженно упокоился. Это был день празднования Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных. Пророчески утешал: «Благословение Господне над Россией, над святой Православной нашей Церковью, над народом Божиим и над нами».
По воле Божией, имея его благочестивое житие, народное почитание и чудотворения, определяем: 1. Прославить в лике святых преподобного Иоанна Крестьянкина исповедника, архимандрита Псково-Печерского. 2. Ежегодную память ему надлежит праздновать по старому стилю в день его блаженной кончины 23 января, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской воскресенье 25 января, в Соборе Псково-Печерских преподобных 4-я Неделя по Пятидесятнице и в день его прославления 8 января. 3. Составить ему житие, а также службу и акафист, написав икону, почитая его честные останки святыми мощами, установив их, по поднятии, для поклонения верующих.

Божиею милостию смиренный Антоний, епископ Азовский и Ростовский
Греко-Российская Кафолическая Православная Церковь

8/21 января 2024 года
Неделя по Богоявлении. Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Мч. Михаила Новоселова (1938).
Тропарь, глас 4-й: Прияв смиренно и кротко данный от Бога крест / и неся его терпеливо, / отче Иоанне, научи и ны искати утешения и мира у Господа, / ожидая Его призыва на покой / – туда, идеже несть слез, ни болезнь, ни воздыхание.
Кондак, глас 1–й: Терпиливе ожидая Божия призыва в вечную отчизну, / добре исполни свою задачу зде, на земли, / примирися с нею, выполняя ея добросовестне, / имущи упование на Утешителя / Спаса нашего Иисуса Христа.

 

Запись опубликована в рубрике СВЯТИТЕЛЬ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.